Как появился и развивался протестантизм. Протестантская церковь: что это такое, как она возникла? Основные отличия от католической церкви. Список стран, где распространено протестантство Протестанты кто они

Протестантизм – одно из трех основных течений христианства, насчитывающее миллионы последователей по всему миру. Несмотря на столь широкое распространение, как люди, исповедующие другие религии или относящиеся к другим христианским конфессиям, так и атеисты, начинающие изучать религию как культурное явление, задаются вопросом: протестантская церковь – что это такое и в чем ее ? Сегодня мы рассмотрим причины, по которым она появилась, чем протестантизм отличается от остальных христианских течений.

Для начала стоит пояснить происхождение названия религиозного течения. Многие ошибочно считают, что слово “протестантизм” происходит от “протест”, но это в корне неверно. На латыни protestatio означает “торжественное провозглашение”, “заявление”.

В XVI веке в Европе стало набирать все большую силу движение Реформации, являвшееся, по сути, антикатолическим. Сторонники Реформации считали, что католическая церковь слишком далеко отошла от настоящего раннего христианства, что католики часто руководствуются переосмыслением богословами догматов веры, а не Священным Писанием, а лишь в нем содержится истинная воля Божья.

Идейным вдохновителем религиозной революции был Мартин Лютер, который в 1517 году открыто выступил против политики католической церкви, осудив практику выдачи индульгенций (это освобождение от совершенных грехов, в то время священнослужители часто поддавались искушению прощать грехи за денежное вознаграждение, что официально запрещено). Он прибил к двери храма бумагу, содержащую 95 тезисов, которые полностью отражали его позицию и отношение к служителям церкви, отошедшим от истинного христианства.

Сейчас существует множество протестантских течений по всему миру, самые древние из них:

  • лютеранство;
  • англиканство;
  • кальвинизм;
  • меннонитство;
  • анабаптизм;
  • цвинглианство.

Отличительные черты

Протестантизм во многом отличается от католицизма и православия относительной свободой выбора и мировоззрения. Рассмотрим основные черты протестантизма, идущие вразрез с представлениями последователей других течений христианства:

Чтобы лучше разобраться в том, чем отличается протестантская церковь, понять, что это такое, стоит глубже погрузиться в историю средневековой Европы и изучить причины, по которым произошел очередной раскол христианства.

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит от латинского слова protestatio — торжественное заявление, провозглашение, заверение; протест, возражение, несогласие .

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Кто такие протестанты?

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

По всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001).

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия - самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями, но сначала - краткая история протестантизма.

ИСТОРИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Одним из первых протестантских реформаторов был священник Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Библия важнее традиций.

Протестантская реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиниться Библии. Также Лютер заявил, что церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в Рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, а позже - баптистская, методистская, пятидесятническа, пресвитерианская я и другие (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей известно, что в те же самые века, что и в Европе, люди стремились к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение Стригольников в XV веке, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божиего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди…

Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих людей России в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими христианами, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа нести Евангелие, то есть Благую весть (греческ.): «Итак, идите и научите все народы…» (Евангелие от Матфея 28:19).

ПРОТИВ ЧЕГО ПРОТЕСТУЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании - против греха и против формального вероисповедания.

КАК ПРОТЕСТАНТЫ ИСТОЛКОВЫВАЮТ БИБЛИЮ?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; … сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3 «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ПРОТЕСТАНТОВ НЕ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ КРЕСТЯТСЯ В ВОДЕ СНОВА, КОГДА СТАНОВЯТСЯ ВЗРОСЛЫМИ?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; Евангелие от Марка 1:5, 16:16; Евангелие от Луки 3:7–8; Деяния 2:38,41, 8:12,16:15, 33, 18:8,19:5, 22:16).

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВЯХ И ДОМАХ ПРОТЕСТАНТОВ НЕТ ИКОН?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ ИЛИ ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

КАК МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ОДНОЙ ЦЕРКВИ?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

КАКОВО МНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТОВ О МОЩАХ СВЯТЫХ?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ НЕ НАЗЫВАЮТ «ОТЕЦ»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей - пасторами и епископами.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ ТВОРЯТ КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЙ?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

ПОЧЕМУ В ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЯХ НЕТ ИКОНОСТАСОВ?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

КАК МОГУТ ПРОТЕСТАНТЫ ПРОВОДИТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ТАКИХ МЕСТАХ, КАК КИНОТЕАТРЫ, ВЕДЬ ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯТЫМИ И НЕ ОСВЯЩЕНЫ?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь - то есть люди, верующие во Христа.

ВЕРЯТ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ, ЧТО МОЖНО ПОПАСТЬ В РАЙ ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ В ЧИСТИЛИЩЕ?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

МОЛЯТСЯ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ ЗА УМЕРШИХ?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы за умерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

КАКУЮ БИБЛИЮ ЧИТАЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Да и возможно ли в короткой статье в деталях описать веру, оставившую столь глубокий след в истории культуры и религии? Протестантизм - это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо и К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна.

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

Вряд ли мы положим конец этим спорам. Но все же, давайте попытаемся понять, кто такие протестанты.

Ну и в первую очередь нас, конечно, будет интересовать:

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера - доктора богословия, монаха, который, изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь.

Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А также за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви.

К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви), арминиан, меннонитов, цвинглиан, пресвитериан, англикан и анабаптистов.

В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты, пиетисты.

К «третьей волне» протестантизма, возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов.

Однако задолго до 16 века в христианской Церкви появлялись религиозные лидеры и целые движения, ставившие своей целью возвращение «к истокам». К таким проявлениям можно отнести и движение вальденсов в Европе и движение боголюбцев в России. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Поэтому даже с точки зрения истории протестантизмом можно назвать любое христианское движение к первоисточнику - Библии, вере Апостолов, которой научил их Сам Господь Иисус Христос.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1. Sola Scriptura - «Только Писанием»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты.

«Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Однако богословие богословием, но многих интересует весьма немаловажный вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Общественное мнение в России не слишком жалует протестантов. Считается, что это западническое движение, чуждое русской культуре и духу русской религиозности. Многие фанатично настроенные авторы заявляют, что протестантизм - это ересь, не имеющая права на существование.

Однако есть и другие мнения. Светские религоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения»

Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантам такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции».

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве.

Люди, которым не чужда русская культура и русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма лестным образом.

Так А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты! Пусть косвенно, но Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью

Ф.И. Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей дорогой к Богу и побуждает к молитве:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

А.И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста. «Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой». А о православных главный герой Шухов говорит, что те «какой рукой креститься, забыли».

А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия - что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого - начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая. А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе».

И хотя общественное мнение - не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее, немало россиян находят протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать:

А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Ответить на этот вопрос, конечно же, может только Бог. Но уж, коль скоро Он оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их - это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители - это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов - это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру. Он стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою любовь к ним. Любовь, как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни. Разразился грандиозный скандал. И протестанты любят рассказывать об этом скандале.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

Может быть, настало время нам всем присоединиться к этому протесту?

Протестанты, кто они? Протестанты – это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения. Протестанты, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году.

Символ Веры.

Веруем во Единого Бога, Всемогущего Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло; для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося; распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и вошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца; и опять грядущего со славою судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего чрез пророков. В Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его Божественную сущность и грядущее Пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе эти три группы и составляют самую большую религию в мире – христианство. По всему миру насчитывается около 400 миллионов протестантов, 1,15 млрд. католиков и 240 миллионов православных (энциклопедия «Википедия»).

Однако взгляды католиков православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия – самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера – доктора богословия, монаха, который изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь. Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А так же за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви. Исторически принято считать, что протестантизм зародился в Европе в 16 веке. Он распространялся по планете, охватывая разные страны и континенты, порождая внешне разные, но внутренне единые христианские конфессии и деноминации. К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви). В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты. К «третьей волне» протестантизма возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос: Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Что Протестанты считают основой своей веры? Это прежде всего, Библия – Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Царьградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura – «Только Писанием» «Веруем, учим, исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Заветов»

2. Sola fide – «Только верой» Это учении об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты е обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью» Это доктрина о том, что спасение – это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

4. Solus Christus – «Только Христос» С точки зрения протестантов, Христос – это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а так же учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «Всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo Gloria – «Слава только Богу» Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклонятся только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации. Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании – против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла. В Послании к Римлянам 5:13 написано: «… Но грех не вменяется, когда нет закона». В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов 19:1-7 Апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того, как они покаются. Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; от Марка 1:5, 16:16; от Луки 3:7-8; Деяния 2:38,41,8:12,16:15,33,18:8,19:5,22:16).

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Во Второзаконии 4:15-16 Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь … дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклонятся этим образом вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или деве Марии?

Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю. Они основывают это на Второзаконии 18:10-12, где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающих мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молится умершим). Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1Паралипоменон 10:13-14). В 1Тимофею 2:5 говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос».

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Советские религиоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения». Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантизму такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции». Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве. Люди, которым не чужда русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма образом. А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты!Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью. Ф.И Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей к Богу и побуждает к молитве.

Протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Протестантизм – это вера композиторов И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо, К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л. Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна. А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия – что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого – начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия – это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, не лгущая и не крадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе». И хотя общественное мнение – не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее немало россиян находит протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать: А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Уж коль скоро Бог оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их – это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители – это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов – это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании, Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру…

Бог стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою Любовь к ним. Любовь как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

___ Может быть настало время нам всем присоединиться к этому протесту?____

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.