Как куприн разрешает проблему неразделенной любви. Из всех чудес единственное чудо (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"). Возможно это вас заинтересует

Кривонос Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы Кузнецово – Михайловской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней, с. Кузнецово – Михайловки, Тельмановского района, Донецкой области.

«Тема любви в повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

(Развернутый конспект урока по литературе в 11 классе)

2016 уч.год

Урок построен с использованием интерактивных методов обучения.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Форма урока: урок – беседа ( аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: работа с текстом, аналитическая беседа, блиц – опрос, прием «Шесть шляп».

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграфы «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

«Не добивайся счастья быть любимым,- умей любить, когда ты нелюбим»

Е. Евтушенко

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Откуда взяты строчки для первого эпиграфа?

Как вы поняли второй эпиграф?

Кому из героев больше подходит третий эпиграф?

1.Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о любви, ведь нам предстоит обсудить повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», а она тоже о любви. И прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём блиц – опрос, который поможет вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной ? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

2. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту.

Учитель: В повести «Гранатовый браслет» нашла свое отражение вечная тема – любовь.

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

- Кто же из героев оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков)

Учитель: Отчего же такая «страстная» любовь у Желткова все же неразделенная? (Герои находятся на разных социальных ступенях (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и Вера замужем).

Учитель: - Да и сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

Учитель: А раз герои находятся на разных социальных ступенях, значит и отношение к любви у них разное. Что же представляет из себя светское общество, к которому принадлежит Вера? Чем они занимаются, как представляют любовь? Полного описания всех гостей у Куприна нет, но по их рассказам, мы можем представить их внутренний мир и их понимание любви.Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого.Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.) Да и сам хозяин дома рассказывает веселую историю любви трубочиста к его жене, в которой образ Желткова претерпевает изменения: «телеграфист» переодевается в «трубочиста», герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами). Для светского общества высмеять чувства другого – это норма. Рассказы других – такие же: кто-то за кем – то волочился, кто – то с кем – то сошелся, но вывод сделал генерал Аносов: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Хотя после рассказа Веры о Г.С.Ж., генерал делает неожиданный вывод: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» «постичь жизнь», которая )

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

3.Учитель: А теперь, давайте проанализируем произведение методом шести шляп мышления.

Ученик1 . Я надеваю белую шляпу, становлюсь ученым и излагаю факты.

(Ученик рассказывает о прототипе главного героя – мелком чиновнике Жолтикове и его любви к светской даме, матери писателя Любимова.И о подлинной истории гранатового браслета, который хранится в фонде Пушкинского дома.)

Ученик2 . Я надеваю черную шляпу, становлюсь критиком. (Ученик рассказывает о главном противоречии повести – неравной любви, о том, что такая любовь не может быть взаимной, о безрассудности и непродуманности действий главного героя.)

Ученик3. Я надеваю желтую шляпу и ищу достоинства, преимущества и позитивные стороны главного героя. Ведь нужно подчеркнуть, что маленький человек смог разрушить неприступную стену светского безразличия, и даже муж Веры, придя в дом Желткова с решительными намерениями, отказывается от них, увидев настоящую любовь, ту, которую он, муж, совсем не испытывает к своей жене.

Ученик4 . Я надеваю зеленую шляпу и разрушаю стереотипы. Оказывается, любовь – великое чувство, на которое способны люди низкого сословья. По сравнению со светскими львами из высшего общества, простой телеграфист стоит гораздо выше, так как способен на большее.

Ученик5 . Я надеваю красную шляпу и говорю о своих чувствах. Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». Мне очень понравилось произведение, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человечества.

Ученик6. Я надеваю синюю шляпу и подвожу итог стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…»

Звучит соната Бетховена.

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

4.Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

5. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

Написать сочинение «Любовь и счастье героев в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»

Разделы: Литература

Класс: 11

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи:

  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
  • осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
  • развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, навыки выразительного чтения; логическое и ассоциативное мышление;
  • воспитывать уважение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Методическая оснащённость: текст повести, компьютер, экран, запись сонаты Л. ван Бетховена, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа,

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Эпиграф (записан на доске):

Оно живёт и правит на земле –

Ю. Огнев

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна, и тема урока звучит так: “Из всех чудес единственное чудо ”.

О каком чуде мы будем говорить? Чему мы посвятим наш урок? (Учащиеся: О любви)

Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев

Почему любовь – это чудо? Что мы подразумеваем по словом “чудо”? (Ответы учащихся)

Учитель: Из толкового словаря Ефремовой: Чудо – 1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

Какое из значений нам больше подойдет? Докажите.

Всем ли дано познать настоящую любовь?

Всякому ли познавшему любовь дано рассказать о ней? Куприн сумел рассказать о любви! Я вас приглашаю к диалогу о любви, описанной Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”, о любви, которая бывает только один раз в жизни...

Сможете ли сейчас сказать, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви?.. Нет. Это сложно!

Какова же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель - понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви).

3. Проверка домашней работы.

1) Беседа.

Скажите, какие вопросы возникли у вас при чтении повести “Гранатовый браслет? Какие вопросы вы хотели бы сегодня обсудить? (Ответы учащихся)

Давайте поговорим о том, что в вашем понимании означает любовь, какой она может быть.

Любовь – счастье или беда?! Как же это определить?

- Как вы считаете, что такое любовь?

Ответы учащихся: Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя. Любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.

2) Проверка индивидуальной работы со словарями.

Какое определение дают слову “ЛЮБОВЬ” лингвисты? Послушайте и найдите общее.

1 ученик (подготовился дома) читает (остальные ищут общее в определениях):

Любовь – это:

Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Учащиеся: в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

4. Беседа.

ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет? (Учащиеся: любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил...

Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ. (Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая, Бесконечная, бессмертная, верная, вечная, давняя, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, крепкая, негасимая, негаснущая, недолгая, неожиданная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя, продолжительная, прочная, ранняя, безрассудная, безумная, великая, взаимная, возвышенная, грешная, жертвенная, живая, идеальная, искренняя, красивая)

О какой любви рассказывает А.Куприн?

5. Работа в группах. Деление на группы.

Группы получают задания, которое нужно обсудить и выполнить за 8 минут.

1 группа. Какой предстаёт княгиня Вера Николаевна Шеина перед читателями в первых главах повести? В чем проявляется ее отношение к мужу? Способна ли она на пылкую, страстную любовь? Почему автор сравнивает ее с сестрой Анной?

2 группа. Как пейзаж связан с темой любви в рассказе? Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какие выразительные средства применяет автор? Какое настроение создаёт у читателя? Почему? Выводы подтвердите текстом.

3 группа. Какую роль играют предметно - бытовые детали для понимания темы любви? Какие подарки получила Вера в день своего рождения? Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне? Как Вера отнеслась к подаркам? Объясните смысл названия произведения?

4 группа. Почему образ генерала Аносова выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора? Портрет? Характер? Какую роль играет этот персонаж в повести и рассказанные им истории?

5 группа. Образ Желткова. Кто такой Желтков? (Внешность, поведение.) Как мы узнаём о любви Желткова? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Куприн не нашел нужным описать жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как ведет себя Желтков с князем Василием и Шеиным?

6 группа. Проанализируйте сцену прощания прощание Веры с умершим Желтковым. Почему Вера пришла? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? Почему выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном?

7 группа. В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена, сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Почему же он принимает роковое решение? О чём говорит его прощальное письмо?

6. Ответы групп.

Предполагаемый ответ. Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного... Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости...Жизнь тянулась скучно и однообразно...Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства.

Ученица читает (подготовилась дома): Имя Вера - это исконно русское имя и в буквальном переводе с греческого языка означает “вера”, “служение Богу”. Вера, надежда, любовь - три главных добродетели в христианстве. Среди христиан почитаются мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, жившие во II веке. Веру можно охарактеризовать как умную, правдивую и благосклонную личность. Она рассудительна, ценит практичность. В поступках обладательницы этого имени всегда прослеживается её рассудительность.

Она самоотверженно старается незаметно помогать мужу, горячо любит сестру.

В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”

Предполагаемый ответ. Первая глава является вступлением. Содержание её готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: “Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб”.

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: “Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья”. Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства. Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине, уединении, которым радуется Вера. Это говорит о том, что она тонко чувствующий и деликатный человек.

Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.

А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и - в особенности -запахов.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой? наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.

Совместный вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Предполагаемый ответ. Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна ? маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков ? гранатовый браслет.

Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и “вложил” в свой подарок только некоторое количество “презренного металла”. А Желтков “препроводил в своём скромном верноподданническом подношении” самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.

Браслет, словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне. Пять гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

Совместный вывод: При помощи незначительных деталей мы всё больше понимаем взаимоотношения людей. Семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности. Верина душа опустошена, спит. Но она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия, и какая-то тревога уже закралась в ее сердце. По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова.

Предполагаемый ответ.Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков. О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание

Подарок Желткова – “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами”, безвкусная вещь. Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются огнём: “Точно кровь!” Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя. Браслет как бы отражает сущность Желткова. Камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.

Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.

6 группа. Психологическая кульминация.

Куприн считает Желткова не “маленьким человеком”, а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь.

Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого героя “улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну”, и Вера поняла, что “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”. Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера “поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем”. И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя.

Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно? Кто его произносит? Почему автор дал ему имя Георгий?

Ученица (подготовила дома): о значении имени Георгий: Великомученик Георгий – покровитель рыцарей и воинов, Победоносец, одолевший змия - искусителя, сражающийся с пороком. Считается покровителем России; в честь него учреждён орден за наивысшую доблесть на поле брани – георгиевский крест. Знаем ли мы отчество героя? Нет, и это символично. Этот образ – образ рыцаря, но не из романа, а из повседневной, обыденной жизни.

И эта чистая любовь рыцаря (работа со словом платоническая ) озарила жизнь не только Желткова, но жизни других людей, пробудила чувства в их душах. О ком это сказано? (Князь Шеин до и после встречи с Желтковым. Княгиня Вера).

Предполагаемый ответ. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы мы послушали сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Кольцевая композиция.

Совместный вывод. Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.

Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершённость произведению.

(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек. “Маленький человек” превращается в Человека. Благородство и сила духа исключают жалость к нему. Всё яснее вырисовываются черты не “маленького человека”, а “рыцаря бедного”, который силой и чистотой чувства служит вышним силам, служит даром вежливой, рыцарской, героической любви.

7. Прослушивание музыкального отрывка и беседа.

Учащиеся слушают Сонату № 14 Бетховена, которая сопровождается чтением фрагмента письма Желткова (ученик подготовился дома).

“Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.”

Звучит музыка.

Учитель : И гимном любви звучат в душе Веры слова скромного чиновника Желткова.

Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

Ученики: Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью.

Почему Желтков “заставил” Веру слушать именно это бетховенское произведение?

В чём, по – вашему, состоит сила любви? (В преображении души.)

Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите своё мнение.

(Восприятие Верой музыки: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...”.)

О чём говорят слёзы Веры? (Это слёзы, очищающие, возвышающие душу.)

8. Рефлексия. Учитель:

Ответили ли мы на те вопросы, которые поставили в начале урока?

Как Куприн показывает любовь?

Что такое есть любовь? Какова идея произведения?

Учащиеся: Куприн ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её безразличию и неспособности чувствовать. Вот почему веками звучит музыка любви; звучит для Веры в трагический для неё момент нравственного прозрения; звучит для всех нас.

Закрыта последняя страница этой удивительной повести. Мы познакомились с историей чистой, наивной любви, на пути которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели проникнуть в мысли и чувства героев, вместе с ними волновались, надеялись и верили в нравственные ценности. После прочтения произведения осталось много вопросов:

Чем было чувство Желткова – настоящей любовью или сумасшествием?

Чем была смерть героя – малодушием или силой?

Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви. Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы.

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет ”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть ”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

9. Итоги урока. Оценки.

А как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни?

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви?

Д/З: написать эссе на одну из тем:

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

“Любовь – великий дар или проклятие”?

Урок литературы в 11 классе «Любовь как высшая ценность мира в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

1) осмыслить значение слова "любовь", пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет";

2) развивать умение работать самостоятельно; умение работать с проблемами и искать пути их решения; умение осуществлять анализ новой ситуации, использование имеющихся знаний;

3) Формирование коммуникативной компетенции через обсуждение (формулирование своей точки зрения, слушание собеседника, подведение итогов сказанного), понимание текста

4)Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей, созданию эмоционально - положительной атмосферы, развитию учебной дисциплины, инициативы, самостоятельности суждений.

Методическая оснащённость: текст, запись сонаты Бетховена, презентация, компьютер, экран.

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Ход урока:

I. 1 .Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Тема любви - всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

3. Запись эпиграфов (слайд 1)

Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Можно ли их взять в качестве эпиграфа к нашему произведению?

4. Повторение изученного

Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши высказывания, стихотворения-размышления о любви.

II. Работа по повести А. Куприна "Гранатовый браслет"

В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема - любовь.

Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Рассказ ученика о факте из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? Как она изображена у Куприна?

Цель нашего урока - понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"(слайд 2) и попытаемся это выяснить.

Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина (3 слайд).

Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь)

Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Какое настроение создает пейзаж? (Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: "Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб".

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась (слайд 4) "Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья". Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)

Когда происходит завязка действия рассказа? (Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября.)

Куприн пишет: "Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного". Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день? (Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа - серьги; подарок от сестры - записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. - браслет.)

Какие подарки получила Вера от близких людей? О чем говорят эти подарки?

Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Чем отличался подарок Желткова от всех остальных?(Подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.)

Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

("По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...")

Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует? (Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.) (слайд 5)

Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, 6 глава).

Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере? (Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста)

А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? (Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла - Куприн ничего не говорит об этом.)

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история - о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая - о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…»)

Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать - его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.(слайд 6)

Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе - Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? "Что это: любовь или сумасшествие?"

(Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): "Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо..." и т. д. до слов: "я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать" (одиннадцатая глава). "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим"!)

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры? (Вера просила «прекратить эту историю».)

Может, ему стоило уехать?(От любви не скроешься никуда.)

Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? (Желтков признаёт, что "неудобным клином врезался" в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек)

(Гл 11. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя - это не болезнь… - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Прочитайте финальную главу(звучит соната Бетховена слайд 7) - В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала? Неужели причиной слез стало "впечатление смерти" или есть другая причина?

(Она поняла, что "мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

Почему Желтков "заставил" Веру слушать именно это бетховенское произведение? (В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

Почему единственное их свидание - прощание В.Н. с прахом молодого человека - можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых - на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему - неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

III. Обобщение учителя. Действительно, образ Желткова - одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия. Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь» (Слайд 8), которым я и хочу закончить наш урок.

IV. Итог урока

1. Выставление отметок.

2. Домашнее задание.

Подготовится к сочинению. Темы: 1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». 2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)

«Как пламень жертвенный,

Чиста моя любовь».

А. С. Пушкин

Передо мной повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Закрыта последняя страница, а я не могу оторваться от книги. В 17 лет никто, наверное, не остаётся равнодушным, когда речь идёт о любви. Каждый мечтает встретить на своём жизненном пути любовь верную, преданную, сильную и... возвышенную.

Какая она, возвышенная любовь? Я думаю, это такое прекрасное, бескорыстное чувство, когда любимый человек кажется неземным, идеальным, когда не принимаются во внимание никакие трезвые расчёты, не ставятся никакие условия,

Но всегда ли такое чувство делает счастливым того, кто его испытывает? Это трудный вопрос, и ответить на него нелегко. Ведь возвышенная любовь может быть и неразделённой. Вспоминаются пушкинские «На холмах Грузии», «Я Вас любил...», письмо Татьяны Лариной Онегину...

И вот «Гранатовый браслет» — рассказ о трагедии человека, полюбившего безответно, и о его великом счастье. В этой мысли я не вижу противоречия — ведь всё так и было: великая трагедия и великое счастье, дарованное как Божья милость, как награда судьбы.

Всё в повести просто и сложно, как в жизни. Мелкий чиновник, «какой-то телеграфист» со смешной фамилией Желтков, любит сиятельную даму, княгиню Веру Николаевну Шеину.

Встретил он её ещё в юности, когда всё представлялось возможным и достижимым. Вот и поверил молодой человек, что прекрасная девушка заметит его, оценит, полюбит, и стал писать ей письма, которые только раздражали высокомерную красавицу.

Затем она вышла замуж, стала светской дамой, княгиней. Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать Желткову, что о ней надо забыть. Но разве влюблённый, вернее, беззаветно и безответно любящий, может помнить о здравом смысле?

Долгих семь лет скромный телеграфист обожает прекрасную княгиню издалека, не решаясь даже подойти к ней, отказавшись от своих нелепых в её глазах и ненужных ей посланий, оставшись одиноким.

Разве это счастье? А ведь он не чувствует себя несчастным человеком. Годы безответной любви преобразили его, научили тонко чувствовать, откликаться на красоту мира, на прекрасную музыку.

Человек вырос духовно и осознал это, почувствовал, что стал возвышеннее, чище, лучше. Столько такта, вкуса, истинного преклонения перед любимой в его необычном подарке, что даже муж княгини не может отказать ему в сочувствии и уважении.

А с каким достоинством держится он во время визита нежданных и нежеланных гостей, князя Шеина и брата Веры Николаевны. Это достоинство не позволяет им проявить по отношению к нему высокомерие и развязность.

Перед нами новый человек. Он уже не смешон со своей нелепой, как кажется окружающим, любовью, а трагичен, и он ни о чём не жалеет, не хочет для себя другой судьбы. Любовь вдохнула в него новую душу, и никогда уже он не сможет опуститься до мелочности и пошлости.

В его душе звучит трагическая и прекрасная музыка гениальной бетховенской сонаты. Она и утешает, и вдохновляет, и возносит над миром..

Предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне это волнующее, трога-тельное стихотворение в прозе. Оно показывает, что в сердце «маленького чело-века» горит яркое, очищающее пламя. Любимая отказала ему даже в смиренной просьбе позволить остаться в одном городе с нею. Её муж и брат требуют от него «исчезнуть из жизни их семьи». Выполнить это требование и жить для него не-возможно.

Значит, остаётся одно — смерть. Но он не опускается до упреков, его душа напол-няется прощением и примирением. Каждая строчка прощального письма дышит ве-ликой любовью, обожанием, счастьем быть способным на такую любовь: Материал с сайта

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете... Это лю-бовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё».

В свои предсмертные часы он счастлив, что может отдать любимой и душу, и жизнь, что ему было даровано испытать «настоящую, Самоотверженную, истин-ную любовь».

О таком прекрасном, бескорыстном чувстве, о счастье, любя, ничего не тре-бовать для себя писал великий Пушкин.

Я думаю, что готовность отдавать, возвыситься до самопожертвования есть великое счастье настоящей, возвышенной Любви. Так, мне кажется, понимал это счастье А. И. Куприн, создавший «Гранатовый браслет», бессмертную поэму в про-зе, прославляющую истинную любовь, которая возвышает человека и делает его счастливым, даже если эта любовь неразделённая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпиграф на тему нерзделенная любовь
  • счастье в гранатовом браслете
  • повести счастье-это
  • проблема человеческого счастья в гранатовом браслете
  • проблема безответной любви "гранатовый браслет"

Автор-разработчик – , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области , эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет; аудиозапись Второй сонаты .

Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1г. г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена, . И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.


Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

- Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество » – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

· По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)

· Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81)подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».

· Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству и (разноуровневые задания – по выбору учащихся)

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.