История жизни и успеха Джоан Роулинг, «матери» Гарри Поттера. Джоан Роулинг: волшебная история

31 июля 1965 года родилась мама «Мальчика-Который-Выжил», сражаясь с «Тем-Кого-Нельзя-Называть». И не говорите, что вы не поняли, о ком идет речь

Текст: Елизавета Тимошенко
Фото: www.rutoday.com

Первая книга о маленьком волшебнике в очках — чей день рождения, как заявлено в книге, тоже приходится на 31 июля — была выпущена 30 июня 1997 года британским издательством Bloomsbury, и после этого мир литературы изменился необратимо. При этом общеизвестно, что рукопись Джоан Роулинг вначале отвергло несколько издательств, а редактор Bloomsbury Барри Каннингем советовал начинающей писательнице сосредоточиться на поисках работы, поскольку зарабатывать на детских книгах невозможно. Роулинг пренебрегла благоразумным советом и не прогадала: ее ждал мировой успех, свыше 450 миллионов экземпляров проданных книг, перевод на 77 языков. Экранизации книг становятся самыми прибыльными в истории кинематографа.

За прошедшие с того июньского дня 18 лет не было недостатка в объяснениях «задним числом», почему, казалось бы, детская сказка вдруг обрела невероятную популярность у читателей разных возрастов, разных национальностей, разных профессий, разных литературных пристрастий. Равно как и попыток последовать ее примеру. Устроителям некоторых открытых конкурсов для детских писателей даже приходится отдельно оговаривать, что книги про маленьких волшебников, волшебниц и волшебные школы рассматриваться не будут.

Впрочем, надо признать, что мало кому из последователей Роулинг удается хотя бы частично повторить успех «мамы Гарри Поттера». Почему? Потому что, увлекшись волшебным антуражем, авторы не удосуживаются проанализировать, на каких жестких принципах построена вся многотомная сказочная сага.

Накануне юбилея Джоан Роулинг (31 июля 2015 года писательнице исполнится 50 лет) мы решили восполнить этот недостаток. И дать несколько советов тем, кто вознамерился повторить ее успех. Потому что, конечно, молния дважды в одно место не бьет - только если это «место» не специально сконструированный громоотвод.

1. Совет первый: возьмите героя-аутсайдера, «Иного», «Постороннего» — именно такой герой привлекает внимание читателя

Именно об этой черте «поттерианы» в первую очередь говорят те, кто пытается «докопаться» до причин ее мирового успеха. Книги и фильмы про аутсайдеров (а Гарри — типичный аутсайдер) всегда пользуются успехом. Особенно если в них закрученный и стремительно развивающийся сюжет. Достаточно вспомнить одинокого чудака Дон Кихота, прòклятого своим отцом Айвенго и, с другой стороны, князя Мышкина.

Так и здесь: мы начинаем сочувствовать Гарри с первых же страниц. Сирота, воспитывающийся в семье, которая не подарила ему ни капли любви. У него нет друзей, кузен Дадли терроризирует его. Но однажды всё меняется. У Гарри появляется если не семья (умерших вернуть невозможно даже при помощи волшебства), то друзья, любящие его «за просто так», понимающие его и готовые встать рядом с ним плечом к плечу, когда угрожает опасность.

Примечательно, что Гарри «чужой», «другой» и в неволшебном (магловском), и в волшебном мире. «Мальчик-Который-Выжил» вынужден нести бремя славы, но не только это отличает его от остальных. Воспитываясь в детстве в неволшебном окружении, он получил возможность взглянуть на волшебный мир со стороны. Гарри, по сути, соединяет в себе эти два мира, что дает ему возможность нестандартно мыслить. Поступать не как все и не бояться осуждения. И эта черта, без сомнения, не может не привлекать современного человека, живущего в мире, где слово «идеология» приобрело негативный оттенок, а способность мыслить самостоятельно и жить не по навязанному стандарту вызывает уважение.

Обратим внимание также на то, что Гарри — не супергерой, и побеждает не за счет своих сверхспособностей. Супергерою нельзя сочувствовать — им можно только восхищаться. А Гарри — обычный подросток, на долю которого выпало много испытаний, причем испытаний житейских, отнюдь не фантастических: потеря родителей, одиночество, смерть близких, насмешки окружающих…

Проблемы и испытания маленького волшебника — абсолютно реальные, с которыми так или иначе сталкивается каждый из нас.

А теперь плавно перейдем к совету №2, касающемуся сюжета. О нём мы уже упоминали.

2. Совет второй — придумайте закрученный и стремительно развивающийся сюжет, который не заставит читателя скучать

В мире Роулинг нет «приключений ради приключения». Гарри Поттер не ищет сокровища просто потому, что ему это интересно, не гоняется за врагами просто потому, что хочет их покарать и не побеждает сказочных монстров просто потому, что хочет доказать свою силу. Наоборот — он бы и рад жить в кругу счастливой семьи (вспомним его мечту, отраженную в зеркале Еиналеж), но волею судьбы ему выпадает на долю совсем другое…

Мало того: множество исследователей творчества Роулинг говорят о детективной составляющей ее книг как о неизменной основе ее сюжета.

Каждый из романов о Гарри Поттере строится по модели детектива: герои сталкиваются с загадками, подозревают какого-либо персонажа, строят версии, которые неизменно опровергаются в финале. В каждой книге нас неизменно подводят к чрезвычайно важной для Роулинг мысли: «всё не то, чем оно кажется». Человеческое сознание искажено предрассудками, аффектами, стереотипами, и поэтому мы не способны видеть людей такими, каковы они на самом деле.

Вообще тема предрассудков и их губительного влияния на жизнь человека — одна из ключевых для Роулинг. В каждой из книг цикла о Гарри Поттере развенчиваются несколько предрассудков, бытующих в волшебном или неволшебном мире. В «Философском Камне» эта тема находит яркое выражение, с одной стороны, в образе Дурслей, испытывающих ужас и ненависть к волшебникам (потому что эти люди живут «не как все»), а, с другой, в образе Драко Малфоя, презирающего маглов. В «Тайной Комнате» впервые тревожно звучит тема «грязнокровок» и «полукровок», к которым значительная часть магического сообщества относится как к людям второго сорта, даже если они исключительно умны и талантливы, как Гермиона Грэнджер. В «Узнике Азкабана» весь волшебный мир охвачен паникой из-за побега преступника, и никому не приходит в голову, что этот человек мог быть оклеветан. Точнее, в нем даже не видят человека, как не видят и в оборотнях вроде профессора Люпина, чье «оборотничество» — тяжелая и мучительная болезнь, обрекшая его на одиночество, голод и практически нищету. Жертвой предрассудков позднее становится и сам Гарри Поттер…

С помощью непредсказуемого сюжета, строящегося на загадках, Роулинг удается снова и снова одурачивать читателя, показывая, насколько предсказуемы люди в своих суждениях. И только тот, в ком любовь, сострадание и понимание способны пересилить предубеждение, имеет шанс на победу. Именно к этому идет Гарри на протяжении всех семи книг — к любви и пониманию. К способности пожалеть и принять даже ненавистного, всеми нелюбимого, отвратительного профессора Снейпа (Снегга).

Всё как в жизни, не правда ли?

О «жизненности» в качестве следующего совета мы и поговорим сейчас.

3. Совет третий — приблизьте выдуманный мир к реальному

Очарование «Гарри Поттера» зиждется еще и на том, что эта книга — как ни парадоксально это прозвучит — максимально приближена к реальности. «Гарри Поттер», по сути — зеркало нашего мира со всеми его проблемами: мультикультурализмом, расизмом, политической пропагандой и манипуляцией сознанием, произволом СМИ, межрасовыми конфликтами, «трудностями перевода», неравенством богатых и бедных, взятками, недобросовестными чиновниками и судами… и т.д. и т.п. Роулинг не сдерживает себя в сарказме. Вспомним Риту Скитер — в высшей степени пародийный образ журналистки, любящей сенсации и готовой как угодно переврать слова собеседника, чтобы написать скандальную статью. Или мистера Фаджа, главу Министерства, дрожащего за свое кресло, готового смести воображаемых конкурентов с лица земли и не видящего реальной опасности, нависшей над волшебным сообществом. Или тетю и дядю Гарри — косных обывателей, эгоистичных и ограниченных. Роулинг по ходу действия отпускает насмешки над качеством образования, медицинским обслуживанием, логикой правовых актов, ведением расследований, якобы «объективностью» и «правдивостью» СМИ. Ее герои, хоть и живут в Хогвартсе, сталкиваются с теми же проблемами, что и мы — читатели.

4. Совет четвертый — тщательно продумайте свою волшебную вселенную

Вместе с Гарри, Роном и Гермионой мы узнаём, как действует то или иное заклинание, как называются те или иные волшебные сладости, как лечатся заболевания, как проводятся спортивные соревнования, как организовано транспортное сообщение, как работают взрослые волшебники, как функционирует Министерство Магии… список можно продолжать. Мир Роулинг не хаотичен: он основан на четких законах, подобных законам физики, и это завораживает. Обилие структурированной информации о вымышленном мире вызывает у читателя мощный эффект присутствия, эффект постижения реальности. Но эта информация излагается дозированно и потому не утомляет читателя. С каждым новым учебным годом Гарри Поттера мы узнаём то, что нам положено знать, и не больше. Роулинг удается не перегнуть палку с количеством фактов о магической вселенной. Иначе читатель может задуматься, зачем ему, собственно, знать, как функционируют волшебные перья на очередном экзамене для пятикурсников какой-то там несуществующей волшебной школы.

Продуманности вселенной соответствует продуманность персонажей, её населяющих. Сюжетные линии всех героев рано или поздно пересекаются, каждая линия доведена до конца, и ни одного персонажа, вскользь упомянутого, писательница не бросает. Между прочим, Роулинг продумала не только прошлое, но и будущее: в многочисленных передачах и интервью она неоднократно упоминала, что случится в будущем как с основными, так и с второстепенными героями. И такая продуманность впечатляет.

5. Совет пятый — не пренебрегайте достижениями родной художественной литературы

Только совсем неискушенному читателю может показаться, что Роулинг явилась со своим Гарри Поттером из ниоткуда. Филологи с легкостью находят в книгах Роулинг как отсылки к классике английской литературы, так и фольклорные мотивы, христианские аллегории и средневековый символизм. Американский исследователь Джон Грэнджер посвятил «истокам» романов о Гарри отдельную книгу, которая называется «Книжная полка Гарри Поттера» (John Granger «Harry Potter’s Bookshelf: The Great Books behind the Hogwarts Adventures»), где он анализирует отражение разных литературных традиций в творчестве Роулинг. И это лишний раз доказывает, что ни одно выдающееся произведение не возникает на пустом месте.

Цикл о Гарри Поттере не является даже первым циклом на подобную тематику. Мы можем вспомнить книжную серию Джилл Мёрфи «Самая плохая ведьма», описывающую учебу главной героини Милдред Хаббл в школе чародейства. Приключения непутевой Милдред Хаббл, неспособной выполнить хотя бы одно заклинание правильно, умудряющейся впутываться во всевозможные неприятности, пришлись по душе детям, тем более что за волшебными реалиями угадывались знакомые каждому школьные будни. Первая книга серии вышла в 1974-м году, и сразу же вызвала читательский интерес (в том числе видимо, и у девятилетней девочки из-под Бристоля по имени Джоан).

В качестве непосредственных предшественников Роулинг также называют Урсулу Ле Гуин с ее романом «Волшебник Земноморья», повествующем об учебе юного волшебника Геда в школе магов на острове Рокк.

6. Совет шестой — подумайте о нравственной идее, которая будет лежать в основе вашего сюжета

В мире Гарри Поттера ведется серьезная война, во время которой он теряет почти всех своих близких, но — и это решительно утверждается писательницей — побеждает не сила волшебства, мощь оружия или хитроумие стратегического замысла, а любовь, позволяющая жизнь отдать «за други своя». Иными словами, «Гарри Поттер» — книга о вечных ценностях, о любви и самопожертвовании. Джон Грэнджер, которого мы только что упоминали, в другой своей книге, «Как Гарри нас всех околдовал» (John Granger «How Harry Cast His Spell: The Meaning Behind the Mania for J. K. Rowling’s Bestselling Books») подробно рассматривает христианскую символику в «Гарри Поттере» как неотъемлемую составляющую английской литературы, в традициях которой Роулинг создает свое произведение. Грэнджер пишет: «Удивительно и мастерство, с которым воплощено это глубокое духовное содержание. Христианские образы, символы, темы и смыслы включены во все книги о Гарри Поттере, и это, конечно же, вызывает особый отклик у читателей-христиан. Однако традиционные элементы, взятые у веры и «титанов» английской литературы, используются так деликатно, что их универсальное и христианское духовное содержание, не поврежденное какой-либо христианской оболочкой, доходит до людей, не являющихся христианами, даже до тех, кому привили неприятие всего христианского. Именно это и движет поттероманией. Проще говоря, ГП на уровне воображения удовлетворяет человеческую потребность в религиозном, мистическом или духовном опыте. Как писатель-постмодернист Роулинг удовлетворяет эту потребность как никакой другой из ныне живущих авторов».

Роулинг удалось не отпугнуть читателя моралью. При этом она не избегает сложных тем — смерти, жестокости, насилия. Гарри очень часто оказывается в ситуациях, располагающих к диалогу о смерти. И это далеко выводит сериал за рамки «детского чтения»: писательница очевидно не боится серьезной постановки вопроса, нравственные идеи не носят сусально-наивного характера. «Эти книги отвечают на главные духовные вопросы, а важность последних особенно остро ощущается поколением, далеко отстоящим от времени, когда религиозная жизнь была традиционна. В эпоху скепсиса, неверия в само существование трансцендентного наша способность различать что-либо за пределами материи и энергии почти атрофировалась за недостатком упражнения, и наш сознательный ум склонен отрицать ее. И в этот вакуум вторгаются истории про юного волшебника и его сражение с Волдемортом вовне и внутри себя. Роулинг, используя традиционную символику веры и английской литературы, тренирует атрофированное духовное чувство своих читателей и задействует их способность любить и понимать мир, давая ей трансцендентное измерение» (Джон Грэнджер «Как Гарри нас всех околдовал»).

7. Совет седьмой — будьте оптимистичны

Но несмотря на выявленную американским профессором трансцендентность, «Гарри Поттер», на самом деле — очень воодушевляющая и позитивная книга. Она утверждает: как бы ни был силен враг, ты можешь выстоять. Даже если весь мир против тебя. Основные ценности в этом конечном, смертном мире — это любовь, дружба, близкие. Семья, друзья. Банально? Да. Но именно эта банальность оказалась чрезвычайно востребованной в конце XX — начале XXI века. К чему стремится Гарри Поттер? К магической силе? Нет. Господству? Нет. Волшебным сокровищам? Нет. Его идеал — это спокойная семейная жизнь в любви, которой он был лишен. И, плечом к плечу с друзьями, он преодолевает все испытания. Даже собственную смерть.

Просмотры: 0

Автор самого удачного бестселлера в истории детской литературы и исключительного литературного произведения, по мнению газеты «Таймс», родилась в английском городе Йейте (графство Глостершир) в последний день июля 1965 года.

Ее полное имя Джоан Мюррей Роулинг, хотя подписываться писательница стала Джоан Кэтлин Роулинг, взяв второе имя от своей бабушки.

Ничем не примечательное детство, будущая писательница расцвечивала красками своих сказок о животных, первый персонаж – Кролик, появился, когда Джоан было около шести лет. Первым слушателем фантастических историй стала ее сестра Ди, появившаяся на свет спустя 23 месяца после Джоан.

Обстановку в семье нельзя было назвать счастливой: мать тяжело болела, а с отцом отношения не ладились (писательница до сих пор не общается с ним). После нескольких переездов семейство Роулинг обосновалось в Татшилле, где Джоан посещала начальную и среднюю школу. Более чем скромная внешность девочки (веснушки, близорукость и не спортивная фигура) компенсировалась умением рассказывать невероятно увлекательные истории своим сверстникам, которые и были главными действующими лицами, совершающими отважные и достойные уважения подвиги.

Джоан продолжила свое образование в университете города Экзетер, где изучала французский язык. На учебу и работу «самым худшим из секретарей» будущий автор Гарри Поттера потратила несколько лет жизни. В 26 лет Джоан отправляется в Португалию, чтобы заняться преподавательской деятельностью, которой отдавала вторую половину суток, а утро было посвящено новому роману (третьему по счету). Первые две книги писательница определила как «очень плохие».

Новая история была о мальчишке, однажды узнавшем, что он волшебник, и чудесным образом, попавшем в школу магии. Тогда же, в Португалии, Джоан повстречала своего будущего мужа — журналиста Хорхе Арантеса, в результате их союза на свет появилась дочь Джессика. Биография семейной жизни продлилась всего 13 месяцев и не была счастливой.

Чудеса начинаются

В декабре 1993 года Джоан Роулинг с дочкой и тремя главами книги о маленьком волшебнике перебралась в Шотландию к своей младшей сестре, где ютилась вместе с дочерью в крошечной арендованной комнате, прозябая на пособие по безработице. Но увлекательный мир книги о мальчике-сироте, позволял забыть и о неустроенном быте, и об отсутствии денег. Но волшебная история чудом воплотилась в реальность, и Джоан получила скромный грант от шотландского комитета по искусству для того, чтобы завершить написание книги.

Сюжетный замысел состоял из семи книг, каждая из которых освещала очередной год обучения Гарри в Хогвартсе. Первая — «Гарри Поттер и философский камень» была вскоре написана. Сначала за чтение взялась сестра Дайанн, которая навсегда осталась поклонницей чудесной истории, но когда книга была предложена издательствам, все ответили отказом, за исключением одного – британского «Блумберри», которое купило произведение за 4 000 долларов.

Джоан Роулинг, рассказывая о своей молодости, говорила, что не была уверенным в себе человеком, но всегда знала, что когда-нибудь сможет удивить мир волшебной историей. Тот факт, что только одно издательство согласилось напечатать книгу, не смущает писательницу. Она уверенна, что даже отказ всех без исключения издателей, не поколебал бы ее решимость в своих действиях.

«Гарри Поттер» — книга на все времена

Великая идея написания книги о мальчишке, который едет на учебу в школу чародейства, возникла в голове Джоан Роулинг во время поездки. Она перевернула всю жизнь писательницы, о чем свидетельствует ее биография. Под перестук колес возникали «волшебные» идеи, факультеты, призраки, учителя и предметы. Имея в жизни прочную основу, состоящую из дочери Джессики, обветшалой пишущей машинки и интересной идеи, Джоан удалось перестроить собственную жизнь.

Как говорила сама Дж. К. Роулинг в одном из интервью: « Когда я поняла, что книга получается, я почувствовала радость – самую чистую, без примесей. Это будет настоящее произведение, которое появится на полках книжных магазинов!». Именно так все и произошло.

В июне 1997 года книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в Великобритании. Права на книгу купило издательство «Артур Левин/Учебная литература», и к тому моменту, когда была написана первая редакция книги, сумма от продаж составляла 20 000 долларов. На автора книги обрушилось невиданное признание. «ГП и философский камень» в 1997 году завоевывает награды «Книга года» и «Smarties Prize» в Британии. Книга вышла в 1998 году в США под названием «Гарри Поттер и камень волшебника».

В Великобритании в следующие два года публикуются еще две книги: «Гарри Поттер и Тайная комната» и «Гарри Поттер и Узник Азкабана». Так, на исходе тысячелетия, книги Роулинг становятся мировой литературной сенсацией. Первые три произведения занимают троицу верхних позиций в списках бестселлеров.

С 2000 по 2007 годы список книг о мальчике-чародее пополняется еще четырьмя частями: «ГП и Кубок Огня», «ГП и орден Феникса», «ГП и принц-полукровка», «ГП и дары смерти», которые также становятся лидерами по тиражам и сборам.

В 2000 году компания «Уорнер Бразерс» выпустила фильм по первой книге, а спустя 11 лет мир увидел последнюю экранизацию о Гарри Потере. Абсолютно все кинокартины имели бешеный успех и стояли на первом месте в списках лидеров просмотров.

Деньги и популярность

Вместе с успехом к Джоан Роулинг пришло и материальное благополучие – она вошла в пятерку самых успешных женщин мира. Она самый продающийся британский автор – объем продаж составляет более 550 млн. фунтов стерлингов.

Книги в количестве 300 млн. экземпляров были сметены с полок книжных магазинов, восемь кинофильмов собрали в прокате свыше 5 млрд. долларов, а в таинственном космосе появился астероид, названный в честь «величайшей из ныне живущих британских авторов» — Джоан Роулинг. Пять лет, именно за такой срок писательница Роулинг прошла путь от нищенского существования на социальное пособие до статуса мультимиллионера.

В 2007 году биография писательницы пополнилась званием «Человек года», журнал «Таймс» отметил социальное, политические и моральное вдохновение, которое смогли дать книги Роулинг своим поклонникам. Самая влиятельная женщина в стране – такой статус получила Роулинг, опровергла утверждения о своем богатстве: «у меня много денег, но я не самая богатая», более 160 млн. долларов писательница потратила на благотворительность.

Неслучайное появление «Случайной вакансии»


Первые два романа, которые Джоан Роулинг никогда не пыталась опубликовать, были написаны для взрослых. И книга под названием «Случайная вакансия» , увидевшая свет в 2012 году, написана была исключительно для взрослой аудитории. В ней Роулинг попыталась отойти от привычного всем своего сказочного понимания мира и погрузить читателя в жесткую атмосферу, лишенную иллюзий.

Книга вызвала бурю самых противоположных эмоций, но всех без исключения держит под впечатлением — первая сотня страниц книги вызывает недоумение, а затем невозможно оторваться, не прочитав до конца. Многие читатели сходятся во мнении, что книга излишне грубовата, но это является своего рода протестом против косности и мерзости общества, которое построено на подставах, сексе и насилии. И в этом заслуга книги, можно назвать «Случайную вакансию» этакой «достоевщиной» на британский лад и, безусловно, эта книга заслуживает прочтения и является достойным событием в мировой литературе.

The Cuckoo’s Calling и Роберт Гэлбрейт

В апрель 2013 года на прилавках книжных магазинов появился дебютный роман Роберта Гэлбрейта — The Cuckoo’s Calling криминального содержания. Книга получила признание других авторов и положительные отзывы читателей. Но вскоре возникли подозрения, что роман слишком хорош для автора-дебютанта и в ходе нехитрых расследований и лингвистических анализов выяснилось, что роман The Cuckoo’s Calling принадлежит перу Джоан Роулинг , издавшей его под псевдонимом Роберта Гэлбрейта. По словам самого автора, ей доставила большое удовольствие публикация книги, без необходимости оправданий ожиданий публики и «это дало возможность получить объективные отзывы». А также Джоан Роулинг подтвердила намерение продолжать заниматься писательской деятельностью и создать новую серию, но под псевдонимом.

Личная биография Джоан Роулинг начала складываться счастливо с 2001 года, когда она второй раз вышла замуж за Нила Мюррея, родила сына Дэвида и дочь Маккензи. Сейчас семья живет в Эдинбурге, а все свои произведения британская писательница посвящает своим родным и не собирается останавливаться на достигнутых результатах.

Джоан Роулинг – вдохновляющий пример того, что можно опуститься на самое дно, а потом подняться на невообразимую высоту. Свою первую книгу знаменитая писательница создавала в самые трудные дни своей жизни: тяжелый развод, отсутствие работы, жизнь на социальное пособие и малолетняя дочь на руках. Прежде чем Роулинг удалось опубликовать свою книгу, она получила двенадцать отказов от различных издательств. И всего через пять лет после всех этих события Джоан Роулинг стала самой читаемым современным писателем Великобритании, мультимиллионером и обладателем престижных наград. По данным Forbes, Джоан Роулинг – первый в мире писатель, который заработал миллиард долларов на своих книгах. Впечатляет!

С детства Джоан Роулинг мечтала быть писательницей. Свой первый рассказ о кролике по имени Кролик и девочке, которую он угощал клубникой, Роулинг написала в 6 лет и прочла своей сестре. В одиннадцать лет девочка написала свой первый роман – о семи проклятых бриллиантах и о людях, которые ими владели.

В 18 лет юная Роулинг провалила вступительные экзамены в Оксфорд и поступила в менее престижный университет Эксетера (в настоящее время это учебное заведение занимает 7 место в рейтинге университетов Великобритании). Здесь она продолжала увлекаться литературой и так много читала, что однажды ее оштрафовали на 50 фунтов за просроченные книги из университетской библиотеки. После окончания университета Роулинг получила работу секретарем в исследовательском отделе Amnesty International. Эта организация занимается борьбой с нарушениями прав человека и свободы слова (в основном, информируя населения о таких случаях и поднимая общественное мнение). На этой должности Роулинг также приходилось много читать – письма и документы, вывезенные контрабандой из стран с тоталитарными режимами, от людей, которым грозил арест и пытки за их политические убеждения. Роулинг представляла, какому риску подвергали себя все эти люди. Ее вдохновляло, что она тоже принимает участие в их судьбах, хоть и небольшое.

В последующие десять лет, вплоть до публикации первой книги о Гарри Поттере, у Роулинг не было серьезной денежной работы. Ее постоянно преследовали неудачи. Когда Роулинг было 25 лет, умерла ее мать. Это была большая потеря, тем более что с отцом у нее складывались очень тяжелые отношения, и на протяжении многих лет они не разговаривали. Роулинг очень сожалела, что ничего не рассказала матери о Гарри Поттере. Идея написать эту историю пришла к ней за полгода до кончины матери.

Вместе с кончиной матери к Джоан Роулинг пришел страх смерти. В книгах о Гарри Поттере смерть фигурирует часто. Первая же часть начинается с трагической гибели родителей Гарри; Волдеморт стремится обрасти бессмертие любой ценой. Роулинг говорит, что полностью его понимает.

В 28 лет ее брак, который продлился чуть больше года, распался. В интервью The Daily Express бывший муж Роулинг рассказал, что выгнал ее в пять утра на улицу вместе с новорожденной дочерью – так закончилась их совместная жизнь.

После этих событий Роулинг переехала в Эдинбург. Одна, с младенцем на руках, она не могла устроиться на работу и несколько лет жила на социальное пособие, которого едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду. От свалившихся на нее несчастий Роулинг заболела депрессивным расстройством, ее стали посещать мысли о суициде. И все же она не сломалась. Ей было ради чего жить – ради дочери и ради своей книги, которым она отдала себя полностью. Спустя годы Роулинг так описала свое состояние в эти тяжелые для нее дни:
«Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была кем-то другим, чем на самом деле, и направила всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чем-либо еще, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я все еще была жива, у меня все еще была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь» . (Дж. К. Роулинг, «The fringe benefits of failure», 2008)

Двенадцать раз она получила отказ, прежде чем небольшое лондонское издательство Bloomsbury согласилось напечатать ее книгу. Впрочем, и это издательство не слишком верило в успех. Роулинг настоятельно рекомендовали найти работу, потому что на детских книжках много не заработаешь. В итоге первая книга серии о Гарри Поттере «Философский камень» была издана тиражом всего в 1000 экземпляров. Так начиналась ослепительная карьера Джоан Роулинг…

История жизни Джоан Роулинг - литературной мамы Гарри Поттера - представляет собой одну из многочисленных вариаций историй Золушки. Череда неудач в карьере и личной жизни, до 30 лет сопутствовавшие этой женщине, отступила так внезапно, что сама Джоан еще долго не могла поверить собственному успеху. Сага о волшебнике Гарри Поттере, выходившая по одной книжке с 1997 по 2004 год, стала, пожалуй, самым ожидаемым и самым востребованным произведением за последние десятилетия, как среди детей, так и среди взрослых.

Секретов успеха у Джоан Роулинг нет. Литературный талант, череда жизненных неудач, от которых так хочется спрятаться в уютный внутренний мир, наличие свободного времени и желание полностью перекроить собственную жизнь - вот, пожалуй, и все, что помогло Джоан Роулинг написать одну из самых замечательных сказок XX века. Школа волшебства и магии, мальчик, с помощью верных друзей вступающий в борьбу со злом, - все это помогало Джоан Роулинг уйти от неинтересной действительности в вымышленный сказочный мир. «Это был вызов», - признавалась в одном интервью писательница. «Если бы я не начала тогда писать, я бы свихнулась».

Когда первая из задуманных 7 книг (7 лет обучения Гарри Поттера в школе Хогвардс) была закончена, Джоан предложила ее нескольким издательствам. Ответом был отказ, аргументированный тем, что детское произведение не должно быть таким объемным. Да и сюжет сказки про борьбу маленького сироты со злом был несколько избит. Однако, издательство «Блумсбери» все же решило приобрести у писательницы права на ее книгу. Первый гонорар Джоан Роулинг составил 4000$. Сегодня эта сумма кажется сущими копейками по сравнению с теми гонорарами, которые писательница получила за остальные 6 книг. На сегодняшний день, по данным журнала «Forbes», состояние английской писательницы превышают годовые доходы королевы Елизаветы II.

Тираж в 35 миллионов экземпляров, перевод книги на 40 языков мира, экранизация в Голливуде. Это настоящее чудо, которое помог совершить малыш Гарри в жизни своей литературной мамы. Джоан Роулинг стала настоящей «золотой жилой» для издательства, которое однажды поверило в ее талант.

Джоан Роулинг сегодня называют писательницей, которая вернула ребенку книгу. Дети, до сих пор предпочитавшие видеоигры или просмотр фильмов, наконец-то взялись за чтение. Да так, что их стало не оторвать от книги.

Накануне выхода в свет очередной книги из волшебной саги по всему миру творилось нечто невероятное. Первые экземпляры выкупались состоятельными родителями за огромные деньги, чтобы дети могли скорее приступить к чтению; на фургоны, развозившие по ночам книги по книжным магазинам для начала продаж, совершались бандитские нападения, причем из фургонов похищались 1-2 экземпляра; злоумышленники, тайком пробравшись ночью в офис издательства, делали фотокопии каждой страницы книги о Гарри Поттере и выкладывали снимки в сеть (причем в кадр тогда попали банка с пивом и рука злоумышленника, которые стали основными зацепками при расследовании этого преступления).

Джоан Роулинг сумела изменить мир детской книги. Вслед за ее романом на прилавках стали появляться сотни плагиаторских произведений о юных волшебниках (как о мальчиках, так и о девочках), которые сражаются в родной школе со злом. Однако, плагиат всегда вторичен, и является лишь подтверждением популярности основного произведения.

В 2010 году в шоу Опры Уинфри Джоан Роулинг призналась, что подумывает над продолжением романа о повзрослевшем Гарри Поттере.

Автор Гарри Поттера, любимого детьми и взрослыми, за десять лет превратилась из небогатой матери-одиночки в обладательницу миллиардного состояния. Волшебные истории Джоан Роулинг принесли море удовольствия читателям и зрителям. Это тот случай, когда талант принес достойные плоды.

Как вы думаете, сколько лет надо потратить человеку, чтобы заработать миллиард? Двадцать, тридцать, а то и всю жизнь? В большинстве случаев вы будете правы.

Между публикацией ее первого романа в 1997 году и 2007 годом прошло десять лет. Именно в 2007 году журнал Forbes оценил состояние писательницы в один миллиард долларов США. И, конечно же, кроме денег Роулинг приобрела огромную популярность.

Джоан родилась в 1965 году в Англии в графстве Глостершир. Позже в их семействе появился еще один ребенок – сестра Дайанна. С раннего детства Джоан обладала очень живым воображением и уже с пяти лет придумывала короткие рассказы для младшей сестренки. Еще подростком она узнала, что такое проблемы в семье. С отцом отношения не заладились, а мать тяжело болела.

Джоан как-то призналась, что образ Гермионы из книг о Гарри Потере в основном списан с той девочки, какой она была в одиннадцать лет. Кстати, по словам писательницы, многие образы для ее бестселлера были взяты из школьных лет. В 1982 году Джоан не смогла поступить в Оксфордский университет и поэтому получала высшее образование в Эксетерском учебном заведении. После окончания учебы девушка приняла решение уехать в Лондон. Однако центр Великобритании не впечатлил Джоан.

Вскоре она решает оставить бурную столичную жизнь и переселиться в Манчестер. Это был 1990 год – переломный в жизни Роулинг. Однако в полной мере она осознает это много лет спустя. В поезде на Манчестер, который почему-то никак не желал ехать, будущая писательница мысленно увидела перед собой худощавого темноволосого мальчика с уникальными способностями.

Постепенно в ее голове стали созревать идеи и ситуации, которые она позже воплотила в своей первой книге о юном чародее «Гарри Поттер и философский камень». В этом же году после длительной болезни скончалась мать Джоан. Чтобы как-то заглушить свое горе, Роулинг с головой погрузилась в работу. Через два года молодая женщина создала семью с Хорхе Арантесом. К сожалению, брак не был особо счастливым и продержался чуть больше года. В итоге Джоан осталась без жилья, без работы, без мужа, с маленькой дочкой Джессикой и рукописью.

Большинство людей могли бы сломаться при подобных обстоятельствах. Но для Джоан эти события стали поводом взглянуть на мир под другим углом. Роулинг поехала в Эдинбург к младшей сестре, где и продолжила активно работать над романом.

Книга была закончена в 1995 году, однако вышла в свет только в 1997. Тираж был просто смешным – всего тысяча экземпляров, но критики, все же, роман заметили. Теперь эти первые экземпляры в буквальном смысле на вес золота, ведь каждый стоит от 16 до 25 тысяч фунтов стерлингов. Вскоре Роулинг получила грант от организации The Scottish Art Council и начала работать над второй книгой о юном волшебнике.

«Гарри Поттер и тайная комната» вышла в свет 1998 году, а совсем скоро появилась и третья часть истории – «Гарри Поттер и узник Азкабана». Все три книги были удостоены премии Smarties, а Роулинг стала первой писательницей, которая смогла получить такую награду три раза подряд.

В 2000 году Джоан порадовала своих поклонников четвертой частью – «Гарри Поттер и кубок огня», а еще через три года появляется новый шедевр – «Гарри Поттер и Орден Феникса». В 2005 году была написана шестая часть – «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Все это время личная жизнь писательницы тоже не стояла на месте. За этот период она успела выйти замуж второй раз и родить двух детей.

Заключительным романом этой серии стала книга «Гарри Поттер и Дары Смерти». Она была признана самой быстро продаваемой книгой всех времен. Только за первый день в США и Великобритании удалось реализовать около 11 миллионов экземпляров. Все семь историй о мальчике-волшебнике были экранизированы и признаны наиболее кассовой серией фильмов.

Джоан Роулинг продолжает писать. Правда, уже для взрослого читателя. Кроме того, она активно занимается благотворительностью, переводя на счета различных фондов значительные суммы. Поскольку Джоан сама столкнулась с такими проблемами как бедность, социальное неравенство и тяжелые болезни (мать Роулинг умерла от рассеянного склероза), она прекрасно понимает, как чувствуют себя люди в подобных ситуациях.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.