История написания ревизора. Постановки в Российской Федерации. Николай Гоголь биография

О том, как Николай Васильевич Гоголь создавал свою комедию написано много книг и статей, но наиболее авторитетными на наш взгляд являются труды М. Б. Храпченко и Э. Л. Войтоловской.

В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о "Женитьбе", а за одно, так как искал поддержки и ждал совета от Александра Сергеевича, просит его подсказать сюжет, "... хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта" . Пушкин на просьбу Гоголя откликнулся и поделился с ним сюжетом, который волновал и его самого. Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения. Позже, уже в 1913 году, историк литературы Н.О.Лернер в своем труде "Пушкинский замысел "Ревизора" // Речь. 1913." , сделав анализ и писем Пушкина, и самого текста "Ревизора", пришел к выводу, что некоторые черты Свиньина и Хлестакова совпадают. Прототипом Хлестакова оказался довольно известный своим современникам живописец, историк, создатель "Отечественных записок". Лернер отождествлял ложь Хлестакова с ложью Свиньина, считал, что и похождения их до крайности похожи.

После того как сюжет был передан Пушкиным в 1835 году Гоголю, Николай Васильевич начал работу над "Ревизором". Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций "Ревизора".

Исследователь А. С. Долинин в "Ученых записках Ленинградского гос. пед. ин-та" все же высказывает сомнение в том, что Гоголь мог за полтора месяца проделать такую огромную и кропотливую работу, ведь по его словам, писатель достаточно долго "оттачивал" свои произведения. Долинин считает, что Пушкин передал сюжет Гоголю намного раньше, возможно в первые годы из знакомства. История о Свиньине просто осталась в памяти писателя, а реализовать сюжет он решил тогда, когда пришла идея о написании последней комедии.

И все же большинство исследователей истории литературы считают, что черновые наброски Гоголь писал всегда достаточно быстро, а вот на "оттачивание" уходило гораздо больше времени.

Войтоловская считает, что установлена связь между идеей сюжета Пушкина и "Ревизором" Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала работы над комедией.

Первый вариант "Ревизора" был существенно переделан, в результате чего комедия обрела более целостную структуру. Но и после второй редакции писатель снова внес ряд изменений, после чего пьеса была передана, наконец, в печать и отправлена в театральную цензуру. Но и после получения разрешения на театральную постановку, которое было дано 2 марта, Гоголь не переставал улучшать своего "Ревизора". Последние исправления были приняты театральной цензурой всего за несколько дней до выхода комедии на сцену.

В ходе создания "Ревизора" Гоголь не чувствовал сложностей, которые могли сопровождать работу писателя над большим произведением. Образы, которые проходят через всю пьесу, сформировались сразу; уже в первой редакции мы наблюдаем все ключевые события, всех главных героев с их отличительными чертами. Поэтому сложность творческого процесса заключалась вовсе не в поисках сюжетных линий, а в более ярком и точном раскрытии характеров персонажей.

Этому произведению Николай Васильевич придавал большое значение, ведь именно этим и можно объяснить то, что он продолжал работать над текстом и после первого издания пьесы. Когда Погодин спрашивал Гоголя о том, чтобы выпустить второе издание "Ревизора", писатель отвечал, что нужно немного подождать, так как он начал переделывать некоторые сцены, которые, на его взгляд, выполнены небрежно. Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Уже после этих изменений в 1841 году выходит второе издание комедии, но Гоголь понимает, что его работа над "Ревизором" еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком. Все это и есть процесс художественной обработки автором своего произведения, в результате которого заметна выразительность каждой детали. В комедии было очень мало сцен, которые Гоголь не переделывал, пытаясь добиться глубины образов и речи. Только шестая редакция "Ревизора" стала окончательной.

«Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания».

Цели урока:

– познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Оформление: портрет Н.В. Гоголя, портрет Николая I, иллюстрации к пьесе.

Ход урока.

«Тут всем досталось, а больше всего мне…».

Николай I.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомство с одним из самых удивительных произведений Н.В. Гоголя.

  1. Проверка Д/З.

– Давайте проверим д/з (Мозаика)

  1. Выберите слова, связанные с именем Гоголя, свой ответ аргументируйте: сатира, «Шинель», Михайловское, Остап, «Мцыри», А. С. Пушкин, Александринский театр, Простакова, Тарас Бульба, «Недоросль», «Узник», Андрий, «Бежин луг», «Мертвые души», Дубровский, Сорочинцы.
  2. – А теперь послушаем наших эрудитов. Какие интересные факты из жизни Гоголя вы приготовили для нас.
  1. Объявление темы, оглашение целей и задач.

– Ребята, а кто такой ревизор?

  1. Терминологический минимум

Роды литературы (эпос, лирика, драма)

Жанры драмы (трагедия, драма, комедия)

– Как вы видите сегодня мы будем работать над комедией.

– Что такое комедия?

  1. Творческая история.

Слово учителя.

В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”

  1. Сценическая история.

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.

Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

– Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии?(За что же досталось царю?)

– Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся)

  1. Введение в текст. Говорящие фамилии.

Какие фамилии носят персонажи, если мы можем догадаться о роде их деятельности с помощью именований (Говорящие)

“Ревизор” – комедия Николая Гоголя, написанная в 1835 году и впервые поставленная в 1836, хотя она была опубликована только в 1842 году. Комедия состоит из 5 актов, действие происходит в первой половине 19 века, тема – герой выдает себя за другого.

В одном небольшом городке ожидают важную персону из столицы, но приезжает другой человек, которого за него и принимают. Это порождает множество сатирических моментов, непредвиденных ситуаций и непонимания.

Эпиграф к комедии взят из старой поговорки, что на зеркало неча пенять, коли рожа крива. Автор в своем произведении изображает пороки России.

“Ревизор” – социальная и нравственная сатира, обличающая человеческую натуру и общество России того времени. Автор изображает множество человеческих пороков через неподобающее поведение героев. Благодаря сюжету, неожиданным поворотным линиям, это произведение является настоящим сокровищем в мировой литературе.

Жанр: комедия

Время: первая половина 19 века

Место действия: Россия

Ревизор пересказ

Комедия состоит из 5 актов. В первом акте мы знакомимся с действующими лицами произведения. Среди них: Антон Антонович Сквозник – Дмухановский, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Лука Лукич Хлопов, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Иван Кузьмич Шпекин, Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский и другие.

Все эти чиновники находятся в доме городничего Антона Антоновича, у которого для них есть неприятные известия. Он сообщает, что получил информацию от своего друга, что к ним инкогнито едет ревизор. Все впадают в панику и не могут спокойно работать.

Городничий говорит чиновникам, чтобы те привели все в порядок на своих местах. Земляника должен вычистить всю грязь у себя в больнице, судья Ляпкин-Тяпкин – выгнать гусей из здания суда, а почтмейстеру Кузьмичу было приказано вскрывать и внимательно читать всю корреспонденцию и сообщать, если найдет что-нибудь подозрительное.

Обличаются многие пороки чиновничества – пьянство, взяточничество, глупость и другие.

В комнату вбегают помещики Добчинский и Бобчинский и сообщают, что недалеко остановился чиновник по фамилии Хлестаков. Он приехал из Петербурга и живет в комнате уже две недели весь в долгах, не заплатив ни копейки за жилье. Они подумали, что это и есть ревизор.

Все напуганы и не знают, что делать. Городничий идет в отель, пытаясь понравиться ревизору, чтобы тот мог помочь ему получить более высокую должность. В конце первого акта появляется красавица-жена городничего Анна, которая хочет знать все о ревизоре до мельчайших подробностей.

В первом акте происходит завязка действия. Во втором акте действие происходит в месте, где остановился предполагаемый ревизор. Главные герои здесь – Хлестаков и его слуга Осип.

Хлестаков – двадцатитрехлетний молодой человек, худощавый, немного глуповатый. Он постоянно торчит без дела в своем кабинете, а окружающие говорят, что у него ветер в голове.

Хлестаков ехал к своему дяде, но потерялся и спустил все деньги на одежду, азартные игры и театры. Он оказывается на мели и живет со своим слугой Осипом. Оба голодают, потому им не на что добыть еды, пока не расплатятся со всеми долгами.

Когда городничий заходит к нему в комнату, Хлестаков думает, что его арестуют, и от страха говорит всякую бессмыслицу. Городничий подозревает, что это уловка для того, чтобы скрыть свою настоящую личность.

Антон Антонович приглашает его погостить у них в доме и даже предлагает немного денег, Хлестаков без раздумий соглашается.

В третьем акте действие происходит в доме городничего Антона Антоновича. Его жена Анна и дочь Марья очень рады гостю, окружают его вниманием, интересуются его жизнью и возрастом.

Хлестакова ведут в местную больницу, показать, что там любят и заботятся о каждом. Затем Городничий приводит его в свой дом. Хлестаков, очарованный его женой и дочерью, входит в роль и рассказывает им истории о своей дружбе с актрисами. Он притворяется важной персоной, все верят ему и проявляют огромное уважение.

В четвертом акте все еще принимают Хлестакова за ревизора. К нему заглядывают познакомиться два местных чиновника и даже дают тому денег взаймы.

Хлестаков наслаждается невиданным вниманием к своей персоне и описывает в письме произошедшие с ним события своему другу из Петербурга. Также он не упускает ни одной возможности пофлиртовать с дочерью и женой городничего.

Вскоре после того, как Хлестаков падает на колени перед дочерью городничего, он просит того выдать Марью за него замуж. Все в предвкушении скорой свадьбы. Хлестаков просит отложить ее на несколько дней, так как ему надо на день съездить к своему дяде.

Хлестаков просто желает уехать оттуда со своим слугой, потому что теперь у него достаточно денег, к тому же он боится, что обман раскроется.

В начале пятого акта показана радость в доме городничего. У него появился шанс на повышение, а его жена рада возможности переехать в столицу.

Городничий уверен в своем успехе, поэтому угрожает всем, кто смеет сказать что-то плохое о нем.

Все ходят в гости к Антону Антоновичу, поздравляют его с помолвкой дочери, но в разгар праздника почтмейстер приносит письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Из него становится ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обманщик, а гости узнают, что Хлестаков думал о них на самом деле.

Затем приходит жандарм и сообщает всем, что приехал настоящий ревизор и желает их видеть. Пьеса оканчивается немой сценой.

Действующие лица: Антон Антонович Сквозник – Дмухановский, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Лука Лукич Хлопов, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Иван Кузьмич Шпекин, Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский и другие.

Анализ персонажей

Антон Антонович – городничий. Его власть ограничена, он не слишком сообразительный и образованный. Он легко может забрать чужую собственность. Трус, который делает все, чтобы угодить ревизору. Но он забывает об осторожности, и его одурачивают.

Хлестаков – молодой человек двадцати трех лет. Он худощав, не слишком умен. Работает в одной конторе. Все называют его пустоголовым. Говорит все подряд, не подумав, легкомысленный. Всегда одет по последней моде. Любит развлекаться, и это стало причиной того, что он растратил все деньги на азартные игры и магазины, пока ехал к своему дяде. Когда у него закончились средства, он остановился в одном городке, где его приняли за ревизора. Он извлек выгоды из этого, даже не обладая особым умом.

Николай Гоголь биография

Николай Васильевич Гоголь – основатель русского реализма. Он родился 31 марта 1809 года в Сорочинцах, Полтавская губерния, Украина, которая тогда была частью Российской империи.

В 19 лет он оканчивает школу и переезжает в Петербург. Там он меняет много работ, даже пытается стать актером, но, в конце концов, устраивается в удельное ведомство.

Во время работы там Гоголь за свет своих сбережений публикует поэму, но ее не оценили. Он сжигает все ее копии и начинает мечтать о переезде в Америку.

Через несколько лет он публикует сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”, после чего он становится известным в литературных кругах, его другом становится Пушкин.

В 1835 году он публикует сборник повестей “Миргород”, одна из них называлась “Тарас Бульба”, которая затем будет преобразована в полноценный роман. Следующим вышел сборник “Арабески”. Затем последовали знаменитые повести “Нос” и “Шинель”.

В 1836 году Гоголя ждет оглушительный успех с комедией “Ревизор”. Считается, что идею для нее и “Мертвых душ” подал Пушкин.

Гоголь планировал, что “Мертвые души” будут состоять из трех частей, но единственная полностью законченная часть, первая, была опубликована в 1842 году. Над второй частью писатель работал около десяти лет, в этот период он увлекся религией и посетил Палестину. Скорее всего, именно под влиянием религии он сжег вторую часть “Мертвых душ”.


На зеркало неча пенять,
коли рожа крива.

Народная пословица.

Действующие лица

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий .
Анна Андреевна , жена его.
Марья Антоновна , дочь его.
Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ.
Жена его .
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья.
Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений .
Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер .

Характеры и костюмы

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами . Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка , еще не совсем не пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук .

Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер , простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.

Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.