Государственный эрмитаж. Как добраться до эрмитажа и что там смотреть в первую очередь Где находятся кассы в главного штаба

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Детище двух императриц Российского государства Елизаветы и Екатерины – Зимний дворец и Эрмитажи уже более 250 лет выставляют в своих стенах сокровища мирового искусства. План Эрмитажа впечатляет количеством зданий, протяженностью музейных залов, с названиями которых связаны этапы развития мирового искусства.

Великолепное творение Бартоломео Растрелли, Зимний дворец, украшает архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В 1762 г. грандиозное строительство Зимнего дворца, шедшее в течение 7 лет, завершилось. Кладку стен одновременно производили 2500 каменщиков, на остекление окон ушло 23 тыс. штук стекла. Более 460 комнат дворца были оформлены по-царски, в стиле великолепного барокко, подчеркивая величественность особы, ради которой строился дворец.

Значение французского слова «эрмитаж» говорит об уединенном месте, которое так хотела получить в центре Петербурга Великая Екатерина. Ее правление увековечилось строительством Эрмитажа — Малого, Старого, где разместились картины музея, собранные императрицей, а также Эрмитажный театр. При правлении Николая I, позже возведен Новый Эрмитаж.

В наше время Эрмитаж — это комплекс зданий и музеев:

  • Зимний дворец:
  1. залы Большой анфилады;
  2. залы Невской анфилады;
  3. покои императрицы;
  4. мемориальный зал Александра I;
  5. малахитовая гостиная;
  6. белая столовая;
  7. ротонда.
  • Малый Эрмитаж:
  1. павильонный зал;
  2. искусство Нидерландов;
  3. западноевропейское средневековье.
  • Старый (Большой) Эрмитаж:
  1. искусство Италии.
  • Эрмитажный театр.
  • Новый Эрмитаж:

  • Меншиковский дворец.
  • Восточное крыло здания Главного штаба:
  1. модерн;
  2. ампир;
  3. импрессионисты и неоимпрессионисты.
  • Музей Императорского фарфорового завода.
  • Здание Биржи.

История Эрмитажа

Годом создания Эрмитажа, как собрания культурных и художественных творений, можно назвать 1764 год. Екатерина Великая приобрела коллекцию картин из Германии, и заложила основу будущего музея. Являясь одним из крупных музеев мира, Эрмитаж, занимает 66 842 кв.м. помещений из общей площади музейного комплекса – 230 тыс. кв.м.

Старейшее собрание хранит в запасниках более 3 млн. экспонатов живописного и декоративного искусства, скульптур. Нумизматические памятники составляют более 1 миллиона, 800 тыс. — археологические находки, 14 тыс. – оружие, 200 тыс. — разные экспонаты. Обширна и временная эпоха, представленная экспонатами от каменного века до наших дней.

Строительство Зимнего дворца пришлось на закат царствования Елизаветы Петровны. В сентябре 1762 г. Екатерина Великая была коронована во царство, и вернулась из Москвы в Зимний дворец, почти достроенному и готовому к сдаче. Но императрица решила внести изменения в стиле классицизма, внеся коррективы в план архитектора Растрелли.

И рядом с царской резиденцией с 1764 по 1766г. возвели двухэтажный флигель, прозванный Малым Эрмитажем. Архитектор Юрий Фельтен соединил во внешнем виде присущие барокко и классицизму, черты. Получилось красивое, уточенное и изящное здание, под стать молодой императрице.

Коллекция Екатерины Великой

План Эрмитажа с названиями залов выводит туристов к Малому Эрмитажу, ставшему пристанищем первого большого собрания картин императрицы. Прибывшие в 1764г. картины, принадлежали прусскому купцу Гоцковскому, который расплатился картинами за недопоставленный товар.

В 1768 г. пополнили хранилище Екатерины 5 тыс. графических работ, присланных из Брюсселя. Среди них рисунок, французского художника XV в. Жана Фуке.

В 1769 г. с большим размахом скупаются картины (600 штук) в Дрездене у первого министра Саксонского курфюрста и польского короля. Живопись представляли полотна художников Италии, Франции, Голландии и Фландрии. Ярко выделялись работы кисти Тициана и Белотто.

В 1771 г. началось строительство Большого Эрмитажа. Прямое назначение дворца – размещение художественных ценностей. Автор творения — Юрий Фельтен. 1787г. — завершилось строительство 3-этажного здания в стиле классицизма, гармонирующее с ранними постройками.

В 1772 г. взор императрицы пал на собрание картин знаменитого парижского галериста, П. Кроза. В этот раз приобретаются картины художников–современников (18 в.) и старых мастеров (16-17вв.) европейских стран. Появляется новое видение будущего музея.

В 1781 г. покупаются 119 полотен, из которых 9 принадлежат Рембрандту. 6 полотен кисти ван Дейка. Приобретаются предметы античного искусства, среди них работа Микеланджело.

С 1783 по 1787 гг. построено здание Эрмитажного театра, отличающееся гармоничным и сбалансированным фасадом. Стиль театра представляет классицизм. Здесь устраивались праздники и спектакли императорского двора.

За 34-летнее царствование, Екатерина Великая, просвещенная и образованная женщина, накопила достаточное количество бесценных творений западных художников разных эпох.

За золото, на которое не скупилась щедрая императрица, массово приобретались частные коллекции европейского дворянства, продававшего величайшие образцы западноевропейской культуры и искусства.

Сокровищница пополняется:

  • резными камнями от герцога Орлеанского;
  • библиотеками просветителей Дидро и Вольтера;
  • мебелью на заказ;
  • картинами именитых художников-современников;
  • миниатюрами.

К 1792 г. количество фондов достигает почти 4 тыс. В пристрое Большого Эрмитажа, построенном Кваренги, с разрешения Папы Римского, оформляются Лоджии Рафаэля, копия галерей Ватиканского дворца понтифика.

Первая половина XIX века

Копилка пополнялась новыми сокровищами, которые были доступны только гостям и избранной публике.

Внуки Екатерины Великой, продолжили дело, начатое бабушкой – Александр I и Николай I. На аукционных распродажах приобретаются работы художников XVII века. При этом старались покупать работы тех художников, которые не числились в запасниках уже большого музея – полотна кисти испанских художников.

Конец XIX и начало XX веков

Николай I, сменивший на троне своего брата, после его неожиданной смерти, открыл доступ всем желающим в частное собрание картин и предметов прикладного искусства. При Николае расширение фонда будущего музея шло с успехом.

Приобретались картины художников Ренессанса, голландских, фламандских авторов, знаменитые работы Тициана, Рафаэля, ван Эйка и других. Потребовалось новое здание, и построен Новый Эрмитаж, по проекту Лео фон Кленце, немецкого архитектора.

Строительство было доверено уникальному архитектору «русского стиля» Василию Стасову, помогал ему «золотой медалист» Академии искусств, Николай Ефимов. После смерти Стасова в 1848 г. Николай Ефимов единолично руководил строительством дворца, завершенного в 1851 г.

Весомое участие в развитии Эрмитажа принимал А.И. Сомов, старший хранитель с 1886г. по 1909 г. Член добровольного общества Академии художеств Императорского двора, основоположник каталогизации работ русских художников. Благодаря его деятельности было положено начало русскому искусствознанию XIX и начала ХХ веков. Музей начинает сбор работ русских художников.

К 1895 г. часть фондов Эрмитажа была передана Императорскому Русскому музею. Для открывшегося отдела этнографии передаются археологические экспонаты и памятники.

Составление каталогов полотен, экспонатов, хранившихся в Эрмитаже, приводит к осмыслению собрания живописи с научной точки зрения. Музей становится учреждением, который развивает течение в российской науке – искусствознание.

Открытие публичного музея

В 1852 г. Эрмитаж его Императорского дома открыт народу для демонстрации многовекового художественного творчества и искусства. В те годы фонды музея активно пополнили работы отличившихся выпускников академии художеств. Собраны уникальные памятники культуры – восточная, египетская, античная, европейская, российская.

После революции

В 1917 г. советская власть пополнила музей произведениями искусства из частных коллекций дворянства и богатого купечества, которые не по своей воле расставались с бесценными произведениями. С 1918 г. часть из них была потеряна безвозвратно, распроданная на аукционах.

Молодому государству для развития понадобилась валюта. В период с 1929 по 1934 утеряны безвозвратно 48 картин, распроданные западным собирателям шедевров мирового искусства.

Во время Великой Отечественной войны Эрмитаж не прекращал работу. Сотрудники, несмотря на большие трудности, вели научную и исследовательскую работу, производили восстановительные работы разрушенных бомбардировками залов и помещений. В подвалах устроили для населения убежища от бомб врага.

В конце 40-х, после войны, работа продолжалась в прежнем режиме. Эрмитаж принимал любителей искусства. Эвакуированные предметы были возвращены на свои места. Активная работа пополнила коллекцию предметами и экспонатами из Европы (конец XIX и начало XX вв.).

Знамена, собранные в музее Артиллерии были также переданы. Бесценным и хрупким даром стали фарфоровые памятники из завода им. Ломоносова.

Работы импрессионистов, модернистов пополнили фонды в послевоенное время. В 1957 г. открыт 3 этаж Эрмитажа для выставления работ современного искусства. Часть трофейных памятников, вывезенных из Берлина, возвращены обратно в 1958 г.

С открытием границ СССР, трофейные работы художников-импрессионистов стали достоянием гласности. В мировой музейной практике они считались утерянными. В 2002 г. также возвращены в Германию трофейные витражи XIV века из Франкфурта. Все эти годы Эрмитаж вел работу по сбору памятников, картин авторов ХХ века.

В 2006 г. объявлена программа, способствующая пополнению фондов современным искусством.

Основные залы Зимнего дворца

План Эрмитажа с названиями залов подсказывает , что Зимний дворец, который с 1754 по 1904 гг. оставался резиденцией императорской семьи, дома Романовых, имел богатую историю.

В 1915-1917 гг. располагались медицинские покои Красного Креста. Госпиталю дали имя Алексея Цесаревича. Советское правительство с января 1920 г. до 1941 г. разместило здесь Музей революции, соседом государственного музея Эрмитаж.

Здесь хранятся уникальные экспонаты со всех концов евразийского континента – коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, экземпляры монументального искусства, археологические находки.

Жестокий пожар 1837г. испепелил почти все, что было создано Бартоломео Растрелли. Но последующие талантливые реставрационные работы, совершенные Василием Стасовым, Александром Брюлловым, сделали из Зимнего дворца величественное и неповторимое сооружение, дожившее до нас, и передающее все замыслы великого Растрелли.

Главная парадная анфилада. Начинается с Иорданской лестницы, которая не сохранилась в первозданном виде, каким задумал ее Растрелли.

Мемориальный Петровский зал. Портрет Петра I над тронным местом обрамляют две яшмовые колонны, подчеркивая величие императора, который изображен воином. Рядом стоит Минерва, богиня мудрости. Создатель зала О. Монферран (1833).

Гербовый зал , предназначенный для проведения церемониальных торжеств. Впечатляет великолепием золотых колонн. В декоре и оформлении золоченых люстр присутствуют изображения Российских губернских гербов. Автор проекта В. Стасов. До пожара здесь был приемный зал и проводились большие балы.

Военная галерея 1812 года возвеличивает героев войны с Наполеоном. Ровными рядами глядят с портретов бравые генералы. Галерея дань памяти их героизму и подвигу.

Имена 13 генералов остались без портретов, так как к моменту создания галереи они были уже в ином мире, а парадных портретов не сохранилось. Венчает галерею портрет главного воина, приведшего армию к победе, Александра I, на фоне Парижа.

Георгиевский зал поражает великолепием и громадой, золотым и беломраморным сиянием. Зеркально повторяют узоры медные своды и наборный паркетный пол. Величественное тронное место собрал воедино символы самодержавия и государства. Над тронным местом изображение покровителя России, Георгия Победоносца, выполненное из белоснежного мрамора.

Большая церковь. Храм Спаса Нерукотворного образа. Здесь проходили таинства крещения и венчания. Просветленность и одухотворенность стиля, богатая и витиеватая золоченая лепнина, поражает. Плафон «Воскресения Господа» подчеркивает красоту оформления.

Пикетный зал , посвященный военному искусству, завершает парадную анфиладу. Василий Стасов в полной мере использовал здесь, подчеркивая тему, барельефы и рельефы с изображениями доспехов, щитов, шлемов, копий, знамен. В советское время помещение было закрыто для просмотра, храня фонды отдела Востока. С 2004 г. открыт для посетителей.

Аванзал. Главным украшением зала является плафон «Жертвоприношение Ифигении», уцелевший от страшного пожара 1837 г. Здесь установлена монументальная ротонда из малахита, сделанная по заказу Демидовых, владельцев горных рудников на Урале. Ротонда была подарена Николаю I, но долго хранилась в другом месте.

Николаевский зал. Величественный, призванный возвеличивать и прославлять Николая I. Здесь проходили значимые торжественные мероприятия, балы, церемонии. Архитектор Стасов сохранил пропорции, восстановил былую стройность и красоту оформления залы.

Концертный зал. В нем проводились, музыкальные вечера, концерты и балы для узкого круга людей. Интерьер и декор созвучны основной тематике – музыке, что подчеркивают скульптуры, изображающие древнегреческих богинь, покровительниц искусства.

Несомненным украшением громоздится серебряная пирамида — гробница Александра Невского, сделанная по велению Елизаветы Петровны.

План Эрмитажа с названиями залов приводит туристов к очень интересным и богатым комнатам Дворца.

Покои императрицы Марии Александровны. Супруга Александра II проводила много времени во дворце, и по своему усмотрению распорядилась изменить некоторые части жилых апартаментов в 50-е и 60-е годы XIX в.

Шикарный зал для танцев (Белый) поражает многообразным стилем, который объединяет богатый лепной декор с скульптурами воинов, древнегреческих богинь и богов. Тяжелые бронзовые люстры переплетены узорами с военными трофеями. Автор А. Брюллов закончил работу в 1841 г. к свадьбе великого князя Александра, будущего императора.

Богатую позолотой залу (Золотая гостиная) украшает камин с мощным основанием из яшмы, который поддерживают кариатиды. Полка отделана рельефами с купидонами. Верхнюю часть украшает мозаичное панно в технике римской мозаики. Эти детали придают камину монументальность архитектурного сооружения. Архитектор — Александр Брюллов.

Оформление интерьера и мебели были сделаны позднее, в 1863 году, Штакеншнейдером. Зал является историческим местом для судьбы Российского государства, где Александр III, после убийства Александра II, принимал решение о продолжении реформ, которые начал его отец.

Малиновый кабинет. Соответствуя названию, стены кабинета обтянуты тканью малинового оттенка. Обстановка и мебель сделаны в тон стенам и общему стилю, который создан А. Штакеншнейдером. В лепнине использованы медальоны с изображением инструментов музыкантов, художников, скульпторов.

Интерьер украшают выставка образцов декоративно-прикладного искусства. Фарфоровая посуда и утварь. Роялю XIX в., расписного и золоченого, уготована роль главного экспоната кабинета. Императрица проводила здесь встречи с родственниками, созывала салоны в узком кругу.

Будуар. Построил Александр Брюллов. Полностью перестроен в 1853г. в стиле «второго рококо», модного в то время стиля, похожего на стиль рококо XVIII века. Золоченые детали, люстры интерьера перекликаются с 7 зеркалами разной формы, в сложных рамах.

Мебель также витиеватая, резная, обтянутая тканью бордового цвета, перекликающаяся с цветом драпировок алькова, штор и портьер. Интерьер всех комнат императрицы напоминает волшебную сказку, роскошным видом, изяществом и позолотой. Из будуара ведет лестница в комнату детей.

Синяя спальня оформлена в синем цвете сапфирового оттенка. В сочетании с позолотой и белым потолком выглядела роскошно и благородно. Временно не работает.

Мемориальный зал Александра I. Парадная комната в юго-восточной части дворца задумана А. Брюлловым. Мощные колонны поддерживают византийские своды. Портрет царя в драпировке из парчи бархата должен был украшать зал, и стать настоящей памятью императору. Но время сыграло против. Здесь находится экспозиция серебра XVII-XVIII вв.

Малахитовая гостиная. Парадная гостиная супруги Николая I, Марии Федоровны. Декорирован малахитом. В 30-е годы XIX началась активная добыча малахита на Урале, что было использовано для украшения колонн, камина залы. Позолота дверей и сводов, великолепно сочетаются с зеленым цветом колонн, пилястр.

Белая столовая. К свадьбе великого князя Николая Александровича переделывались несколько помещений Дворца. Так, Малая или Белая столовая комната, соединяя детали разных стилей, приобрела благородный и уютный вид. Паркетный пол, нарядные шпалеры, белая мебель и стены создавали атмосферу спокойствия. В 1894 г. отделку произвел А. Красовский.

Ротонда. Зал идеально круглой формы, соединяющий две части дворца. Был задуман и сделан Монферраном в 30-е годы XIX в. После пожара А. Брюллов на древнеримский манер повысил купол ротонды, что сделало его привлекательнее и «возвышеннее».

Малый Эрмитаж

«Уединенный уголок» Екатерины Великой, позднее названный Малым Эрмитажем, пристроен со стороны улицы Миллионной. Годы постройки 1764-1766гг. Со стороны реки (1767-1769) строится маленькое здание, соединенное с Малым Эрмитажем (Южное здание) висячими садами.

В Галереях, с двух сторон закрывающих сады, выставляют первые коллекции картин императрицы. В светлом и ярком павильоне расположились часы Павлин, которые неизменно собирают посетителей на зрелищное «выступление». В Галереях представлено искусство западноевропейского средневековья, Нидерландов.

Большой Эрмитаж

Просвещенная Екатерина хотела видеть рядом со своим Малым Эрмитажем здание для размещения библиотеки и растущей коллекции. Фельтен в 1771-17-87 гг. построил очередное здание.

Названное Большим Эрмитажем, в Галереях которого, представлены:

  • искусство Италии с XIII–XVI вв. (эпоха Возрождения);
  • полотна художников XV–XVI века;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • работы мастеров школы живописи Венеции, Флоренции (XV–XVI вв.).

Здесь можно увидеть знаменитые картины: Тициана, Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

Здание, построенное специально под музей художественной живописи, Новый Эрмитаж, открылось в 1852 г. Архитектор Кленце учел все потребности музея живописи, предоставив второй этаж здания для размещения Картинной галереи. Просветы – позволяли потоку света рассмотреть все нюансы шедевров искусства.

Первый этаж предоставлен под античное и древнее искусство, архитектуру, скульптуру. Внушительное зрелище в виде 20 колонн из гранита в зале древней Италии вызывает большой восторг и удивление.

Второй этаж – 6 залов представляют искусство Голландии. Здесь выставлены работы Рембрандта и его учеников. 2 комнаты занимает искусство Испании, 3 больших помещения – искусство Фландрии, разделенные на творчество трех великих художников — Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

В Рыцарском зале экспозиция западноевропейского оружия. Остальные 9 залов, посвящены искусству Италии.

С 1792 г. пристрой — галерея к Большому Эрмитажу, построенная Дж. Кваренги, превращена в Рафаэлевские лоджии. Работы шли 11 лет, рисунки были скопированы и тщательно перенесены на стены и своды лоджии. Галерея удачно вписалась в план Нового Эрмитажа, как лоджии Рафаэля, но не указана в буклетах с названиями залов и экспозиций.

Эрмитажный театр

В 1783г. архитектор Кваренги по заказу и поручению Екатерины Великой приступил к строительству театра для камерных спектаклей, концертов и развлечений двора, приближенных императрицы. Завершено здание в 1787 г. Великолепно смотрится и вписывается в общий ансамбль с другими зданиями, построенными ранее и позднее.

Лаконичный стиль русского классицизма был выдержан строго и красиво. Амфитеатр зрительного зала с 6 рядами скамей, перекликается с внешним видом и внутренним убранством здания. Сцена отделена своеобразными партерными рядами мест и балюстрадой.

Есть боковые ложи. Всего 280 мест говорят о камерности театра. Расположение зрительных мест и оркестровой ямы создают прекрасную акустику. Глубина сцены позволяет ставить балетные спектакли.

Меншиковский дворец

Первый губернатор Петербурга, Александр Меншиков, соратник и друг Петра I, строит дворец на Васильевском острове с 1710 по 1714 гг. Приглашенные иностранные архитекторы Г. Фонтан и Г. Шедель составляют проект здания. Строительство ведут русские мастера. Задача у зодчих была одна – построить дворец, который будет и домом, и работой.

Смешение разных подходов, новые методы строительства, сделали здание уникальным в своем роде, и первым каменным дворцом в Петербурге. Внутреннее убранство комнат, декор выполнены из мрамора. Интерьер оживляют живопись, скульптуры и книги. Приемы и торжества, проводимые во дворце, дали повод названию — Посольский дом.

После изгнания хозяина в ссылку, строение пришло в упадок, сады и оранжереи зачахли. Много раз в нем бывали пожары, уничтожившие подлинные вещи Меншикова. Дворец много раз перестраивался, достраивался. Здесь располагался кадетский корпус.

Реликвии Меншиковского дворца — портрет императора Петра Первого. Зеркало, обрамленное янтарем, подарок прусского короля Петру I в 1709 г.

Восточное крыло Главного штаба

Часть полукружия громады Главного штаба с восточной стороны, с 1988 г. переданная музею Эрмитаж, в 2014 г. открыла новые анфилады экспозиций для посетителей. Пять дворов здания оформлены в своеобразные атриумы, которые используются под культурные и различные мероприятия музея.

Импрессионисты обосновались на 4 этаже. На двух этажах разместились постоянные экспозиции искусства XIX в. стран Европы.

Музей Императорского фарфорового завода

Фарфоровое производство в России началось в 1744 г. Через 100 лет, Николай I распорядился о создании музея образцов фарфорового искусства. Более 30 тыс. неповторимых и бесценных экспонатов собрано в музее фарфорового завода.

Библиотека музея собрала редчайшие экземпляры книг по производству и технике изготовления фарфора, с рисунками и эскизами.

Здание биржи на Васильевском острове

Биржа в каменном варианте была задумана в 1781 г. Строительство началось в 1784г. архитектором Джакомо Кваренги. С 1788 по 1803 г. здание стояло недостроенным, его пытались продать. В 1805г.нашлись средства для строительства Биржи по новому замыслу.

Открытие биржи состоялось только в 1816 г. Монолитная Биржа выглядит неприступно. Фундамент из гранита. Мощные колонны на нем утяжеляют вид. Площадь внутреннего помещения 900 кв. м, высота потолка 25 м.

С 2013 г. принято решение о создании в здании Биржи музея геральдики и наград, для чего его передали Государственному Эрмитажу.

Расписание работы

День недели Открытие музея и кассы Закрытие Закрытие кассы
Вторник 10:30 18:00 17:00
Среда 10:30 21:00 20:00
Четверг 10:30 18:00 17:00
Пятница 10:30 21:00 20:00
Суббота 10:30 18:00 17:00
Воскресенье 10:30 18:00 17:00
Понедельник, Выходной

Как добраться

Общественным транспортом до Эрмитажа:

  • фиолетовая ветка метро до Адмиралтейской;
  • синяя ветка метро до Невского проспекта;
  • зеленая ветка метро до Гостиного двора.

Общественным наземным транспортом до Дворцовой площади можно доехать:

  • троллейбусами 1, 7, 10, 11;
  • автобусами 7, 10, 24, 191.

Быть в Санкт-Петербурге и посетить Зимний дворец с его уникальной коллекцией, это первая задача туриста. Нет большего удовольствия, чем держать в руках план Эрмитажа, и сверяясь с названиями выставок, экспозиций и залов, окунуться в атмосферу прошлого, увидеть своими глазами то, что видели столетия и годы, простые люди и императоры.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео об Эрмитаже

Секреты Эрмитажа:

Государственный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге у реки Невы, без преувеличения известен во всём мире. Это музей, который богат огромным количеством экспонатов, помогающих изучить развитие мировой художественной культуры и истории. Нужно отметить, что Эрмитаж как музей играет огромную роль и не уступает другим музеям, расположенным за рубежом.

Уникальность Эрмитажа

Богатая история этого музея началась во времена правления Екатерины II. Как гласит история, сначала императрица приняла некоторые картины у немецкого торговца, который отдал полотна, чтобы погасить свою задолженность. Картины очаровали Екатерину, и она создала свою коллекцию, которая постепенно становилась все больше и больше. Императрица специально нанимала людей, которые ездили в Европу, чтобы приобрести новые полотна. Когда коллекция стала очень большой, было принято решение открыть публичный музей, для которого было построено отдельное здание.

Сколько комнат и этажей в Эрмитаже

Зимний дворец – трёхэтажное здание, в котором насчитывается 1084 комнаты. Среди самых известных можно выделить:

Обратите внимание! Всего в музее есть около 365 залов. Среди них Малая столовая, Малахитовая гостиная, покои Марии Александровны. Сориентироваться туристу во всех этих помещениях поможет схема залов Эрмитажа с названиями.

Эрмитаж: план залов

Эрмитаж представляет собой целый комплекс, в состав которого входит 5 зданий, построенных в разные годы.

Зимний дворец

Это центральное здание, построенное известнейшим архитектором Б. Ф. Растрелли во второй половине 18 века в стиле барокко. Нужно отдать должное и тем мастерам, которые восстанавливали здание после пожаров.

На заметку. Сейчас внутри Зимнего Дворца, который ранее выступал в качестве императорского дворца, располагается основная экспозиция Эрмитажа. Здание построено в форме четырёхугольника, внутри которого находится внутренний двор.

Малый Эрмитаж

Был построен чуть позже Зимнего дворца. Его архитекторы: Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Был так назван потому, что Екатерина 2 проводила здесь увеселительные вечера, которые называли малыми эрмитажами. Здание включает в себя 2 павильона – Северный, в котором располагался зимний сад, и Южный. Ещё одна составляющая Малого Эрмитажа – висячий сад с живописными композициями.

Большой Эрмитаж

Он был построен после Малого Эрмитажа, а так как превосходил его по размерам, то и получил такое название. Хотя это здание выполнено в более строгих формах, оно отлично вписывается в ансамбль и, более того, дополняет его. Интерьеры отделаны дорогими породами дерева, позолотой и лепниной. Архитектор – Юрий Фельтен.

На втором этаже Большого Эрмитажа располагаются залы итальянской живописи, где можно увидеть работы выдающихся художников: Леонардо да Винчи, Тициана или Рафаэля. Копии фресок последнего художника украшают так называемые лоджии Рафаэля – галерею, находящуюся в Большом Эрмитаже.

Обратите внимание! Множество арок галереи делит её на несколько отсеков. Стены украшены копиями фресок. За основу был взят Апостольский дворец в Ватикане.

Новый Эрмитаж

Главный фасад этого здания известен своим крыльцом. Это портик, который ранее служил входом. Отличается тем, что на нём расположены гранитные статуи атлантов, держащих балкон. Работа над ними заняла целых 2 года. Всё остальное выполнено из известняка. Скульптуры поражают тонкой работой и изящностью выполнения, придают зданию возвышенный и благородный вид. Само здание построено в стиле неогрек.

Эрмитажный театр

Архитектор – Дж. Кваренги, стиль – классицизм. Театр соединяется с остальными зданиями комплекса аркой-переходом, где была открыта галерея. Многие талантливые артисты выступали на этой сцене, здесь часто проводились балы. Нужно заметить, что театр сыграл большую роль в развитии культурной жизни. В фойе сохранились перекрытия с 18 века. Вдохновением для театрального зала стал итальянский театр Олимпико.

Где можно получить Эрмитаж путеводитель

Чтобы не заблудиться в огромных залах Эрмитажа, рядом с кассами у главного входа бесплатно предлагается план Эрмитажа. На нём указана схема Эрмитажа со всеми доступными для посещения залами, их названиями и номерами.

Карта Эрмитажа

Экспонаты музея

Сколько экспонатов в Эрмитаже? Их количество превышает 3 миллиона! Это, безусловно, огромная цифра. Что есть в Эрмитаже? Среди самых уникальных экспонатов с интересной историей можно выделить следующие:

  • часы «Павлин» в Эрмитаже. Они были привезены по заказу Потемкина. Мастером является Д. Кокс из Англии. Чтобы доставить часы в сохранности, их пришлось разобрать. Но вот последующая сборка оказалась довольно трудной из-за утери или поломки деталей. И только к концу 18 века часы снова заработали, благодаря стараниям умелого русского мастера. Этот экспонат поражает своей красотой и роскошью: клетка с совой вращается, а павлин даже распускает хвост;
  • Феодосийские серьги. Техника, которая была применена для их изготовления, – зернь. Это небольшие золотые или серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное украшение. На этих серьгах изображена композиция, показывающая состязания в Афинах. Хотя многие ювелиры пытались повторить этот шедевр, им это не удалось, так как способ создания феодосийских серег неизвестен;
  • фигура Петра 1, выполненная из воска. Для её создания пригласили иностранных мастеров. Фигура в красном облачении величественно восседает на троне.

В качестве отдельного экспоната, ради которого тоже стоит посетить этот музей, можно назвать его интерьеры. Внутри Эрмитажа можно увидеть довольно величественные, где-то утончённые, украшенные самыми разными элементами залы. Гулять по ним одно удовольствие.

Часы «Павлин»

Сколько в Эрмитаже картин

Всего в Эрмитаже находятся около 15 тысяч самых разных картин, вышедших из-под пера художников 13-20 века. Сейчас такие картины представляют огромный интерес и культурную ценность.

Коллекция Эрмитажа началась с 225 картин, отданных немецким торговцем. Во второй половине 18 века из Германии были привезены полотна, коллекционируемые графом Брюлем, и куплены полотна из коллекции французского барона Кроза. Так, в музее появились работы таких художников, как Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк и другие.

1774 год – памятная дата, когда был издан первый музейный каталог. В нём насчитывалось уже более 2 тысяч картин. Чуть позже собрание пополнилось 198 работами из коллекции Р. Уолпола и 119 картин от графа Бодуэна.

На заметку. Не стоит забывать, что на тот момент в музее хранились не только картины, но и множество памятных предметов, как статуэтки, каменные изделия, монеты.

Переломным моментом стал пожар 1837 года, в результате которого интерьеры Зимнего дворца не уцелели. Однако, благодаря быстрой работе мастеров, уже через год здание было восстановлено. Картины успели вынести, благодаря чему шедевры мирового искусства не пострадали.

Тем, кто хочет посетить Эрмитаж, нужно обязательно увидеть следующие полотна:

  • Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (произведение эпохи Возрождения). В мире есть 19 картин этого знаменитого художника, из которых 2 хранятся именно в Эрмитаже. Данное полотно было привезено из Италии в 19 веке. Второе полотно этого художника – «Мадонна Бенуа», написанное масляными красками;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына». Полотно написано по мотивам Евангелия от Луки. В центре изображен вернувшийся сын, приклонивший колени перед своим отцом, который милосердно его принимает. Этот шедевр был приобретён еще в 18 веке;
  • В. В. Кандинский «Композиция 6». Полотно этого известного авангардиста занимает почётное место в музее. Для его работ даже отведён отдельный зал. Эта картина поражает зрителей буйством красок;
  • Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Считается, что это портрет графини Елизаветы Бофорт. Её образ очень лёгкий и естественный. Утончённость и воздушность достигается с помощью лёгких мазков, тёмного фона и светлых красок для изображения девушки;
  • Караваджо «Лютнист». Детали на этой картине проработаны до мелочей. Изображены и трещина на лютне, и ноты. В середине полотна – играющий юноша. Его лицо выражает множество сложных эмоций, которые автор смог умело изобразить.

Картины из коллекции Эрмитажа

Более подробную информацию с описанием того, что находится в Эрмитаже можно найти на его официальном сайте .

Эрмитаж можно назвать одним из самых главных культурных центров, который имеет огромное значение для всего мира, ведь здесь собраны шедевры самых разных художников самых разных времён. Это одна из богатейших и значимых коллекций в мире.

Б олее 3 млн произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. 350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. И 8 лет жизни — именно столько времени уйдет на просмотр каждого представленного экспоната или картины (из расчета — 1 минута на экспонат). Конечно же речь о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.

Можно как угодно относиться к Екатерине II, но именно она — «немка по рождению, но русская душой» стоит у истоков самого главного музея огромной страны, и сей факт прощает ей абсолютно всё!

Можно сказать, что история Эрмитажа началась совершенно случайно — в 1764 году, когда императрица, в счет долга русской казне приобретает коллекцию из 225 картин, собранную персонально для пылкого коллекционера — прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесен неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался «неплатежеспособным» и вся коллекция досталась России.

Этот год вошел в историю Эрмитажа, как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря — в День святой Екатерины.

В дальнейшем, с свойственным Екатерине II фанатизмом и жадностью к просвещению, она скупает лучшие произведения искусства со всего мира, собирая коллекцию в маленьком дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже. Спустя десятилетия разросшаяся коллекция обретает свой новый дом — Императорский Эрмитаж.

Сегодня мы попробуем виртуально прогуляться по самым красивым и роскошным залам Эрмитажа. Интерьеры всех 350 залов мы показать не в силах, но маршруты к самым интересным мы попытаемся проложить в этой статье.

Итак, прогулки по залам Эрмитажа

Зал Древнего Египта

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV — начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).

Зал эпохи неолита и ранней бронзы


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I (архитектор А. П. Брюллов, 1838-1839). В экспозиции представлены археологические памятники VI-II тыс. до н. э., найденные на территории России, Украины, Молдавии и Средней Азии. Плита с петроглифами, отделенная от скалы близ бывшей деревни Бесов Нос в Карелии, — выдающийся памятник изобразительного искусства неолита. Представляют большой интерес навершие жезла в виде головы лосихи из Шигирского торфяника в Свердловской области, идол из свайного поселения Усвяты IV (Псковская обл.), женские статуэтки, найденные при раскопках поселения Алтын-Депе в Туркмении.

Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-V вв. до н.э.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены предметы, найденные при раскопках курганов VI-V вв. до н.э., расположенных на берегах рек Караколи Урсул в Центральном Алтае. Это множество накладок, деревянных фигурок и барельефов с изображениями лосей, оленей, тигров и грифонов, которые служили украшениями конской сбруи. Особого внимания заслуживает большая круглая деревянная резная бляха, в которую вписаны две фигуры «кружащих» грифонов, которая служила налобным украшением конской сбруи и была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту бляху в ряд шедевров древнего искусства.

Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края). Это кинжалы, чеканы, наконечники стрел, произведения прикладного искусства, выполненные в зверином стиле, резные миниатюры. Особый интерес представляют таштыкские погребальные маски. Их помещали на кожаный манекен, куда вкладывался пепел умершего, или использовали непосредственно как погребальные урны. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.

Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее экспонируются уникальные находки из могильника VIII–IX вв., расположенного на высокогорных террасах в ущелье Мощевая Балка (Северный Кавказ). Это – ткани и предметы одежды, изделия из дерева и кожи, редкой для археологических материалов сохранности. Изобилие у местных алано-адыгских племен драгоценных шелков: китайских, согдийских, средиземноморских, византийских — свидетельство пролегания здесь одного из рукавов Шелкового пути.

Зал культуры и искусства «Золотой Орды»


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены сокровища Волжской Булгарии: украшения из драгоценных металлов, изделия из серебра и золота, вооружение и предметы конского убранства, а также произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой. Особый интерес представляют «Блюдо с сокольником» и изразец с персидскими стихами.

Портретная галерея дома Романовых


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых — от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) — заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей — Новый Эрмитаж.

Библиотека Николая II


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Малая столовая


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малая столовая Зимнего дворца была отделана в 1894-1895 гг. по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Столовая входила в апартаменты семьи императора Николая II. Декор интерьера создан под влиянием стиля рококо. В лепных рамах с рокайльными мотивами — шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. На каминной полке — мемориальная доска, которая сообщает, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в этой комнате были арестованы министры Временного правительства. В убранство зала включены предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв.: английская люстра, французские часы, русское стекло.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана, входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Концертный зал, замыкающий Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. Серебряная гробница Св. Александра Невского была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге. В 1922 г. она была передана в Государственный Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Фельдмаршальский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к первоначальному проекту О. Р. де Монферрана (1833-1834). Входы в зал акцентированы порталами. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Военная галерея 1812 года


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Зал искусства Франции XVIII века


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: «Отдых на пути в Египет», «Пастушеская сцена», «Пейзаж в окрестностях Бовэ», а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый «Амур», и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.

Зал искусства Великобритании


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В бывшем Малом кабинете Первой запасной половины (арх. А.П. Брюллов, 1840-е) продолжается выставка искусства Великобритании. Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII в. Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей», «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры». Авторские копии портретов членов королевской семьи Англии (художники Натаниэл Данс и Бенджамин Уэст) предназначались для интерьеров Чесменского дворца. Для этого же комплекса Екатериной II был заказан уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» (фирма Веджвуд). В витринах представлены изделия фирмы Веджвуд из базальтовой и яшмовой масс.

Александровский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Александровский зал Зимнего дворца создан А.П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.

Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.

Павильонный зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Фойе Эрмитажного театра


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зрительный зал из Большого Эрмитажа ведет переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 г. в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII в. Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII в. Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX вв. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Зал Юпитера. Искусство Рима I — IV вв.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лео фон Кленце предполагал разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др.

Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (кон. I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана. В экспозиции искусства Древнего Рима I-IV вв. заслуживают особого внимания скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Шедеврами собрания являются «Портрет римлянки» (так называемая «Сириянка»), а также портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Лоджии Рафаэля


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копии фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством К. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты — так называемая «Библия Рафаэля». Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» — руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I в.).

Галерея истории древней живописи. Экспозиция: Европейская скульптура XIX в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер, задуманный Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757-1822) и его последователей.

Рыцарский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, украшенный росписями в стиле историзм, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

Как было сказано в самом начале, в Эрмитаже 350 залов. Каждый из них по-своему уникален, и ни одна статья или книга не передаст и толики того, что можно увидеть воочию. Дорога к главному музею страны открыта для каждого вне возрастов и национальностей. Эрмитаж ждет вас!

> Со стоимостью посещения и условием приобретения билетов можно ознакомиться на официальном сайте

> Выражаем особую благодарность О. Ю. Лаптевой и С. Б. Адаксиной за предоставленную возможность опубликовать материалы Музея.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Заблудиться в Петербургском центре сложно. :)Эрмитаж находится в историческом городском центре, на Дворцовой площади.

Ближе всего - метро «Адмиралтейская» (270 м). Выйдя, сразу поверните налево, и через пару шагов окажетесь на улице Малой Морской. Там сверните направо, и через несколько метров выйдете на Невский проспект. Затем по нему налево - шагайте до Дворцовой площади, где увидите вход в музей. Для посетителей с интернет-билетами вход отдельный: со стороны ул. Миллионная, в Малом Эрмитаже.

При хорошей погоде, можно прогуляться по Невскому в музей Эрмитаж и подольше: от метро «Гостиный Двор» (переход на станцию Невский проспект) - около 600 м.

Как купить билет в Эрмитаж Санкт-Петербурга?

Какой билет предпочесть: электронный или обычный? Удобнее всего купить электронный билет. От души советуем это сделать: вы оградите себя от очереди в кассу. Длинными очередями музей Эрмитаж известен - особенно в туристические сезоны и школьные каникулы. Но и в другое время, к сожалению, они нередки. Очень обидно, если придется простоять пару часиков, а потом в гардеробе закончатся места для одежды, и объявят, что прием посетителей временно прекращен. Это больше относится к осенне-зимнему времени, когда гардеробная быстро переполняется. Мы в такую ситуацию не попадали, но на форумах люди нередко жалуются.

Сколько стоит билет в Эрмитаж?

Они разнятся в зависимости от сезона, но ненамного. (Обратите внимание: это не касается электронных билетов, на них цены постоянны в течение года). Можно купить электронные билеты на выбор - действительные в течение одного либо двух дней. Разница в цене не очень большая: 680 и 1020 руб. Если располагаете временем, рекомендуем выбрать двухдневный. Он включает в себя большее количество зданий - объектов музейного комплекса.

Где находятся кассы Эрмитажа?

Важный момент: помимо основных кассовых окошек, есть еще кассы Эрмитажа находятся в здании Главного штаба (через площадь от Зимнего дворца). Там очереди обычно значительно меньше.

Эрмитаж бесплатное посещение

Запомните дни, когда все индивидуальные посетители могут пройти бесплатно: это 1-й четверг каждого месяца плюс 7 декабря. Но как раз в эти дни посещения лучше избегать, если не хотите толкаться в толпе. Если возможно, не отправляйтесь в Эрмитаж также во вторник, особенно в первую половину дня. Каждый понедельник - выходной, после которого логично скопление народа.

Бесплатное посещение Ежедневно для следующих групп граждан: Детей, студентов, пенсионеров РФ, а также посетителей некоторых других категорий. Полный список смотрите на официальном сайте.

Как попасть в Эрмитаж без очереди?

В какой период года наименьшая вероятность очередей? В марте мы стояли на улице не больше 15 минут. Столько же ждали друзья в ноябре. Рекомендую пошерстить отзывы на форумах по этой теме. Избегать дни посещения для льготных категорий и летний период, если это возможно

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.