Георгий Свиридов: биография, интересные факты, творчество. Свиридов георгий васильевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл Музыкальные произведения георгия свиридова

История жизни
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.
С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.
В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.
Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.
В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки - Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.
В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.
Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.
Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов - его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.
Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.
В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова - «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовском цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего - серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.
Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса - это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.
Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.
Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.
Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.
Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» - это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.
Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.
Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.
В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог - яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.
Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.
Примеры тому - «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.
Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) - своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой - единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.
В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории - сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.
Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.
Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока - кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.
Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова - от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!
В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику - за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

Георгий Васильевич Свиридов - один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.
Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это - Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, советские поэты - Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции - русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.
Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, а также и Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно прочел он и поэзию Бёрнса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной - романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, - также и в вокально-симфонических жанрах - оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки.
Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Черта эта была заметна уже в ранних произведениях автора, свойственна ему на протяжении всего творческого пути, а с течением времени она проявляется все определеннее и сильнее. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это - глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. С ним был он тесно связан и в последующие годы отрочества и юности, неизменно проводя в Фатеже каникулярное время. Окруженный слободами и деревнями, городок этот по характеру и укладу жизни мало отличался от них. Будущего композитора с детства питали здоровые и крепкие соки народной крестьянской жизни - простые, но строгие обычаи, привольные просторы среднерусской природы, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, хороводов и плясок, своеобразие человеческих характеров.
Суровой и героической была атмосфера этих лет - периода Октябрьской революции и гражданской войны. В 1924 году, после смерти отца-коммуниста, убитого деникинцами, семья Свиридовых переехала в Курск. Здесь-то и возник интерес и влечение мальчика к музыке. В Курске, при Клубе торговых служащих, из любителей музыки организуется оркестр русских народных инструментов. Свиридов самостоятельно начал учиться игре на балалайке и вскоре стал участником оркестра. С увлечением разучивал новые произведения и даже пробовал кое-что сочинить. Это и было рождением музыканта, первыми шагами на пути его формирования.
А дальше, в 1929 году,- курская музыкальная школа. Несмотря на отсутствие подготовки, 14-летнего Свиридова приняли в школу и определили в фортепианный класс В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер с опытом подпольной работы, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с М. Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.
Через год после окончания общеобразовательной школы (1932) Свиридов решает продолжить музыкальное образование и отправляется в Ленинград. Здесь он поступает в Центральный музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) в класс фортепиано проф. И. Браудо.
Ему не было еще семнадцати лет. А жизнь в Ленинграде оказалась сурова и нелегка. Скудные заработки с помощью игры на рояле в кино и ресторане. Общежитие. Недоедание. Частые болезни...
В Ленинграде Свиридов узнает о существовании в техникуме класса композиции. А так как сочинять музыку было его заветной мечтой еще с детства, то в конце первого года обучения Свиридов, написав две пьесы для фортепиано, подал заявление о принятии его на теоретико-композиторское отделение и был зачислен в класс проф, М. Юдина.
Учился Свиридов с увлечением, проявляя к тому же замечательное трудолюбие. За три года композиторских занятий он сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Они исполнялись на ученических концертах техникума. Иные же получили и более широкую известность: звучали по радио, в открытых концертах Малого зала консерватории. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано.
Среди произведений тех лет совершенно особое место занял , созданный в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Свиридова.
Шесть романсов на стихи Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными, а автор их, 20-летний Свиридов, получил известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность, обратили на себя внимание певцов. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна наша отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.
Талант молодого композитора был замечен и оценен. В 1936 году Свиридова принимают в члены Союза советских композиторов. Тогда же он поступает в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда - Д. Шостаковича.
В эти годы Свиридов знакомится с современной музыкой, как зарубежной, так и русской, знания которой были у него тогда весьма ограниченными. Теперь музыкальные горизонты Свиридова день ото дня расширяются, композиторская техника совершенствуется, растет мастерство.
Из инструментальных произведений Свиридов сочинил в эти годы Концерт для фортепиано с оркестром, Фортепианную и Скрипичную сонаты, Первую симфонию (правда, уничтоженную им как неудавшуюся), Симфонию для струнного оркестра, фортепианные пьесы. Стилистически произведения эти были очень непохожи. Исполненный в 1937 году П. Серебряковым Фортепианный концерт тепло был принят публикой, но критика его оценила по-разному. Одни отзывы были резко критические, другие, отмечая недостаточный опыт и технику автора, с симпатией отзывались о его несомненном и ярком таланте. Созданный вскоре после пушкинских, романсов концерт стилистически близок им.
В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кино-театральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» (режиссер Ю. Райзман). Новой была для него также и работа в области хоровых сочинений. Он пишет кантату в честь 20-летия комсомола, «Казачьи песни» и музыку к композиции «Десять дней под Касторной» для Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. Хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.
Обращение к новым жанрам - важная черта творческой биографии молодого автора. Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьва. В вокальных произведениях автора этих лет тоже видны настойчивые поиски новых путей, иных средств выразительности. Есть интересные находки, яркие, совершенные романсы. Так, среди произведений на стихи Лермонтова несомненной удачей является «Соседка», своеобразен, целен по своему сурово-сосредоточенному настроению романс «Они любили друг друга». В целом же опус этот уступает первому, пушкинскому; он менее ровен и не так своеобразен. «Свиридовское» выражено в нем не так отчетливо.
Новой ступенью вокального творчества Свиридова стали . Прежде всего это связано с обращением автора к советской поэзии. В те годы стихи наших поэтов еще только начинали входить в советскую музыку: создаются романсы Н. Мясковского на стихи С. Щипачева, М. Коваля на стихи Л. Ошанина, И. Белорусца на ранние стихи В. Маяковского.
В июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию. А через несколько дней над страной грянул гром Великой Отечественной войны. С начала 1942 года, после демобилизации, Свиридов живет и работает в Новосибирске, куда были эвакуированы некоторые ленинградские театры и филармония.
В трудных обстоятельствах военного времени молодой композитор продолжал интенсивно сочинять. Он написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Он создал оперетту «Раскинулось море широко» - первую музыкальную комедию героического содержания. (Пьеса эта была создана в осажденном Ленинграде тремя драматургами - В. Азаровым, Вс. Вишневским и А. Кроном - и рассказывала о героической борьбе в Отечественной войне балтийских моряков.)
Много работал композитор и в инструментальных жанрах камерной музыки. Она была тогда основной сферой его лирических высказываний. Таковы Фортепианная соната (1944), посвященная памяти известного музыканта-ученого, критика И. Соллертинского, старшего друга и наставника композитора; Фортепианный квинтет си минор (1944-1945) и ряд других произведений. Общий характер этой музыки - суровый, остродраматический. В ней раскрывается столкновение высоких гуманных человеческих порывов с враждебными силами.
Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.
В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» (1943) написаны на слова китайских поэтов древней традиции и повествуют о судьбе поэта-изгнанника, томящегося тоской по родине, горьким одиночеством, вскипающего гневом, но вдохновенно творящего. Начинается произведение песней «Отплытие», завершается- «Возвращением на Родину».
«Сюита» на слова Шекспира состоит из вокальных фрагментов созданных композитором ранее к спектаклям «Отелло», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» (переводы Б. Пастернака и М. Лозинского)
Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. Творчество композитора первых послевоенных лет (1945-1949) близко сочинениям периода Отечественной войны. Интерес к камерной инструментальной музыке находит теперь продолжение в создании двух струнных квартетов (1945-1946 1947) Появляются две тетради фортепианных партит (1946), содержащие двенадцать пьес с жанровыми названиями. Возникает первое фортепианное сочинение детского репертуара: «Четыре легкие пьесы для фортепиано» (1948). Позднее они пополняются другими и в 1957 году выходит в свет «Альбом пьес для детей», содержащий уже семнадцать номеров. В 1949 году композитор работает над симфонией. Две части ее были исполнены на Пленуме Союза советских композиторов и встречены весьма одобрительно. Но работа эта осталась незавершенной.
Как и в годы войны, Свиридов сотрудничает с драматическими театрами (музыка к пьесе Дюмануа и Деннери «Дон Сезан де Базан» и к «Победителям» Б. Чирскова). Вместе с тем появляются новые произведения в области камерных вокальных жанров - три песни на слова советских поэтов (А. Прокофьева, М. Исаковского) и первые произведения на стихи армянского поэта А. Иссакяна «Открытие» Свиридовым для себя этого поэта, увлечение богатством его стихов не было мимолетным. На основе поэзии А. Исаакяна вскоре возникает одно из замечательных вокальных сочинений композитора - .
знаменует начало нового периода в творчестве Свиридова - периода зрелости. Творчество Свиридова 50-х и 60-х годов исключительно богато и ярко. Каждое новое произведение композитора - событие не только в его творческой биографии, но и в советской музыкальной жизни.
Жанровые интересы Свиридова 50-60-х годов кое в чем существенно изменяются. Почти исчезают сочинения инструментальной музыки. В этой области ведется лишь работа над совершенствованием сочинений прежних лет, над новыми редакциями Фортепианного трио, Квинтета, партит.
В начале 50-х годов создается еще одна оперетта - «За Нарвской заставой» по либретто Л. Трауберга и С. Полоцкого (1951), в которую введена совсем иная для этого жанра тема революционной борьбы питерских рабочих. Оперетта (второе название - «Огоньки») была впервые поставлена в Киеве, затем - в Ленинграде, Свердловске и других городах, всюду с большим успехом. В те же годы сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров: к пьесе В. Гюго «Рюи Блаз» в Большом драматическом театре имени М. Горького (1952) и пьесе Д. Храбровицкого «Гражданин Франции» в Ленинградском академическом театре драмы имени А. Пушкина. В дальнейшем интерес к этому виду сочинений, видимо, гаснет, новых произведений больше не возникает. Крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Им написана музыка к кинофильмам «Пржевальский» (в постановке С. Юткевича, 1951), «Римский-Корсаков» (в постановке Г. Рошаля, 1952), «Великий воин Албании Скандербег» (в постановке С. Юткевича, 1953), «Поле-Полюшко» (в постановке В. Строевой, 1956), «Воскресение» (в постановке М. Швейцера, 1960-1962).
Основное же внимание и творческие силы Свиридов отдает теперь жанрам вокальной музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей его в эти годы вокально-симфонической. Творчество в этих областях богато открытиями «новых земель», созданием замечательных своеобразных произведений. Оно тесно связано с поэзией, преимущественно русской (исключение составляет Р. Берне).
Камерные вокальные и вокально-симфонические произведения Свиридова 50-60-х годов созданы, за некоторыми исключениями, в циклических формах, объединенных обычно текстами одного поэта и пронизанных одной мыслью. При этом автор всегда добивается цельности всего сочинения и органичности его музыкального развития. Такова вокальная поэма на стихи А. Исаакяна, , вокальный цикл «У меня отец - крестьянин» на слова С. Есенина, «Петербургские песни» на слова А. Блока. А в области вокально-симфонической музыки - оратория «Декабристы» на стихи А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма , на слова В. Маяковского, на народные тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
Интересна одна особенность творческого процесса Свиридова. В большинстве случаев еще до создания крупных сочинений на стихи того или иного поэта композитор как бы делает разведку в новую для него, поэтическую область. предшествуют романсы на стихи А. Исаакяна, - песня «Братья - люди!» на слова поэта; - интересный вокальный опыт - «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на слова В. Маяковского, мир поэзии А. Блока был «разведан» еще в годы учения в консерватории.
Поэзия одного из талантливейших поэтов, классика армянской литературы А. Исаакяна входит в жизнь Свиридова в 1949 году.
Главной темой творчества А. Исаакяна, наряду с лирикой, является тема историческая, тема трудной судьбы Армении. Лирические стихи поэта давно уже сроднились с музыкой. Свиридов тоже первоначально обратился к ним - романсы «Страдания любви» и «Черный взор». Третье же произведение 1949 года - «Изгнанник» - свидетельствует об интересе композитора к другой теме поэзии Исаакяна, которая еще не претворялась композиторами. Это дума о Родине человека, разлученного с нею, воображение которого рисует вечер в родном доме, образ матери, качающей колыбель ребенка и шепчущей молитву: «...Пусть поможет господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын». На редкость прост и вместе своеобразен стиль печально-суровой песни-монолога. От него прямой путь к на стихи А. Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов.
- одно из выдающихся произведений советской музыки.
Следующее сочинение Свиридова в жанре камерной вокальной музыки - , сочиненные в 1955 году. (Созданию этого произведения предшествовал небольшой период, когда внимание автора было поглощено сначала театральной музыкой - опереттой, музыкой к драматическим спектаклям и кинофильмам, а затем - ораторией «Декабристы».)
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается. И не только у Свиридова. В те же годы другие композиторы - В. Волков, Ю. Левитин, Б. Клюзнер, А. Пригожий, В. Шебалин - тоже обращаются к поэзии Р. Бёрнса.
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах С. Маршака.
Вслед за Бёрнсом в том же 1955 году в мир творчества композитора входит С. Есенин. Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова - явление исключительное: здесь-то и происходит подлинное рождение музыкального Есенина.
За два года возникает для тенора, хора и симфонического оркестра, два романса и цикл песен .
Сочинения эти являются новым прочтением стихов Есенина. В свое время, при жизни поэта, да и в первые годы после его гибели в творчестве Есенина обычно акцентировалась любовная лирика, поэзия сельской жизни и среднерусских пейзажей да жгучая тоска поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Такой и осталась в памяти поколения 20-х, отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие годы, почти полного его забвения. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в , завершенной в 1956 году, и в созданном тогда же цикле песен для двух солистов - тенора и баритона - с фортепиано.
С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. Вскоре появляется застольная песня «На земле живут лишь раз» (), хоры а саррellа - «Вечером синим», «Табун» () и затем еще один вокальный опус - «Русь деревянная» (1963).
В пору работы над музыкой на тексты Есенина () Свиридов оставляет Ленинград и переезжает в Москву. Здесь он активно включается в общественно-музыкальную деятельность. На Втором Всесоюзном съезде композиторов в 1957 году избирается в Правление СК СССР. Затем становится заместителем председателя Оргкомитета СК РСФСР, секретарем Правления СК СССР (1962), а 1968 году избирается первым секретарем Правления Союза композиторов РСФСР. Свиридов является членом редколлегии журнала «Советская музыка» и выполняет еще ряд общественных обязанностей.
В творческой жизни Свиридова середина 50-х годов ознаменована пристальным вниманием и активным интересом, наряду с камерной и вокальной музыкой, к крупным формам, к монументальным жанрам вокально-симфонической музыки. Работа в области вокальной лирики тоже продолжается. Во второй половине 50-х года композитор возвращается к некоторым камерным вокальным произведениям, созданным ранее. Делает новую редакцию романсов на слова М. Лермонтова, пересматривает и дополняет для переиздания песни на слова А. Прокофьева и М. Исаковского, готовит редакцию вокальной сюиты «Из Шекспира». В 1958-1960 годах сочиняется ряд новых произведений для голоса с фортепиано на стихи советских поэтов: «Лесная сторона» на слова Б. Корнилова, «Рыбаки на Ладоге» А. Прокофьева, «Осенью» М. Исаковского, «Смоленский рожок», «Станция Починок» А. Твардовского. А в 1962 году возникает новый цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока для трех солистов - баритона, баса, меццо-сопрано и фортепиано.
Первое произведение крупной формы - оратория «Декабристы». Сочинялась она в 1954-1955 годах, когда своеобразное дарование композитора так полно и ярко выявилось в области камерной вокальной музыки,- после и одновременно с .
Оратория создавалась на стихи поэтов-декабристов А. Одоевского, Ф. Глинки, В. Кюхельбекера, К. Рылеева, А. и М. Бестужевых. А заключительная часть - на стихи А. Пушкина «К Чаадаеву». Это произведение о России, о судьбе ее народа, о ее первых революционерах, посягнувших на монархию, об их трагедии, о надеждах на будущее обновление. «...Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Оратория «Декабристы», или «Песни вольницы», не исполнялась. Композитор тогда не завершил этой работы, хотя в клавире оратория была почти закончена. Опыт же ее сочинения имел огромное значение для дальнейшего творчества Свиридова в вокально-симфонических жанрах.
В том же 1955 году начинается, а в следующем завершается работа над . Через год созданы пять произведений для смешанного хора а саррellа. Во всех этих сочинениях тема Родины, сыновней любви к русской земле звучит в полный голос.
В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств Созданием композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.)
В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – и «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова.
В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет» для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического ансамбля в трех частях.
В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.
В конце 1950-х годов композитор впервые пробует себя в жанре хоровой музыки без сопровождения (Пять хоров на слова русских поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В это время появляются несколько десятков отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов, поэмы и концерты для хора.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора и др. соч.
В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова. Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.
На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов – народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995). В 1962-1974 гг. – секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. – первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин г. Курска (1982 г.). Почетный гражданин гор. Москвы (1997 г.).

6.01.1998. Умер композитор Георгий Васильевич Свиридов.

Георгий Васильевич Свиридов (3.12.1915-6.1.1998), выдающийся русский композитор. Родился в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 г. – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 г. по классу Д.Д. Шостаковича. С 1956 г. жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 гг. руководил Союзом композиторов РСФСР.

В первых произведениях Свиридова было заметно влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов определился его собственный стиль, являвший собой скорее противоположность школе Шостаковича. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой областью творчества, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – "Маленький триптих" для оркестра (1966) и "Метель" (музыкальные иллюстрации к повести , 1974).

Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х гг. движение в отечественной музыке, которое иногда называют "новой фольклорной волной". Главными его произведениями в этом направлении стали "Поэма памяти ", вокальный цикл "У меня отец – крестьянин" (1957), кантата "Деревянная Русь" (1964) и поэма "Отчалившая Русь" (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата "Курские песни" (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы "Петербурские песни", 1964, и "Шесть песен", 1977), ("Весенняя кантата", 1972), Пушкина ("Пушкинский венок", 1979).

Основной чертой творчества композитора можно считать национальную направленность (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа), в этом смысле Свиридов – продолжатель ; далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. "Свиридовская простота", не имеющая ничего общего с упрощением, – на самом деле сложное явление; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский "неофольклоризм". Можно говорить о национальной ностальгии в связи с образным міром его музыки, которая нередко звучит как прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской музыки своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. В 1973 г. он создал три замечательных хора к трагедии "Царь Федор Иоаннович" и "Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова" (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в хоровой цикл "Песнопения и молитвы", но большая часть написанного им пока не издана и не исполнена.

Однако пришедшие коммунистам на смену правители и их откровенно циничная идеология разложения народа переполнили чашу терпения Георгия Васильевича. Он неоднократно ставил подпись под патриотическими воззваниями, участвовал в мероприятиях оппозиционного Союза писателей России. У него было точное чутье зла в развязанных разрушительных процессах. Президент Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко говорит о нем:

«Георгий Васильевич часто говорил о том, как зло проявляется в современной музыке. По его мнению, сейчас мір оброс недостатками и пороками гораздо больше, чем в дни молодости композитора. Распространилась музыка невысокого разбора, пустая, не связанная с высокими помыслами. Свиридов считал, что такая музыка творит тяжелое, черное дело. Она не только не обогащает людей, как музыка великих композиторов прошлого, но и отупляет их. К тому же музыка лёгкая, – особенно часто подчёркивал Свиридов в любой беседе о современном состоянии искусства, – она сознательно насаждается. Причины такому положению музыкальных дел композитор называл откровенно подлыми. Он обвинял власть, и не только нашей страны, в том, что она зомбирует людей звуковой отравой. Властителям-кукловодам, утверждал Свиридов, одурение музыкальными средствами помогает управлять людьми».

В вышедшей посмертно книге Свиридова "Музыка или судьба" читаем:

«В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения. Так называемый "культурный слой" населения… не состоит или состоит в малой степени из представителей коренного населения страны. Это… общество, глубоко враждебное русской нации, русской культуре, русской истории и искусству. Этот культурный слой не может двигать далее культуру вперед, т.к. у него нет контакта с фундаментом жизни, нет контакта с землей, рождающей все, в том числе и культурный фонд. Нет гения безпочвенного. Вот причина "войны" против почвенников… Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению... В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, "русофобские". Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр…»

Наблюдая преобладающую национальность русофобов-разрушителей, Свиридов откровенно затрагивал и эту "запретную тему", из-за чего издатели не осмелились опубликовать его записи полностью. Однако в книге оставлены и многие побочные замечания, например: «Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку? Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз?..». Немало и таких метких констатаций: «Евреи… возненавидели Революцию, как любовницу, которая их разлюбила».

«Мы переживаем эпоху третьей міровой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые, а отчасти и большие народы получают условную независимость, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны – людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация… Падение России как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».

«Потеряна Россия, прекратилась её история, потеряна Русская земля, потерян (и это – главное) народ русский. Русских в стране как будто и нет. Татары населяют Татарстан, узбеки – Узбекистан… Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все – Россияне. Но россияне – это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте. Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте»...

Оптимизма о судьбе России в этой книге мало. Но Георгий Васильевич надеялся еще на спасительную роль русской литературы: «...Для того, чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак...». Но «пока жива литература, жив и русский народ».

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Личная жизнь

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.

Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.