Духовный подвиг сони мармеладовой. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Цитаты из преступления и наказания о сонечке

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.

И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.

Характеристика главной героини

(Знакомство с Соней )

На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.

Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.

(Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )

Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста, лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами. Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.

Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми, не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.

(Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )

И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой, Соня Мармеладова.

Образ героини в произведении

Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня (в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.

Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии. Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “ ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.

Меню статьи:

Творчество Достоевского отличается массой персонажей, которые заняли место в рядах бессмертных героев литературы. Среди таких фигур – и образ Сони Мармеладовой. Писатель использует персонажей как контуры, которые наполняет абстрактным, глубоким смыслом: нравственные качества, жизненный опыт, уроки, которые читатели должны усвоить.

Встреча с Соней Мармеладовой

Соня – героиня, которая появляется в романе не сразу. Читатель знакомится с девушкой постепенно, медленно: незаметно героиня входит в произведение и остается в книге, как и в памяти читателя, навсегда. Девушка – это огонь надежды. Сонечка Мармеладова вступает в повествование в момент, когда убийство уже свершилось, а Раскольников попал в ловушку софистических заблуждений. Родион лишил жизни двух людей и кажется, что герой оказался на дне, из которого не может выбраться. Однако Соня – это мост, спасительная веревка или лестница, с помощью которой Родион возвращает себе целостность.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание остросюжетной

Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери. Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной. Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет. Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью, детей, постоянно недоедающих и страдающих от алкоголизма главы семейства.

Мы тоже любим Достоевского! Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с Федора Достоевского

В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне. Катерина Ивановна, казалось, выказывала Соне одну только неблагодарность.

Но несчастная девушка понимает боль и природу раздражения мачехи, не держа на Катерину зла. На скандальное поведение, скряжничество женщину толкало отчаянье и безвыходное положение семьи. Тогда Сонечка приняла решение, что должна помочь семье.

Проституция – единственное дело, на которое был спрос и которым Соня могла заниматься.

Соне всегда отличалась трудолюбием. Девушка подрабатывала швеей, впрочем, это занятие приносило слишком малый доход, чтобы повлиять на благополучие семьи и улучшить бедственное положение Мармеладовых. Доверчивость Сонечки приводила к тому, что порой девушке не платили за сделанную работу.

Получив «желтый билет», то есть занявшись ремеслом продажных женщин, Сонечка, от стыда и общественного осуждения, жила отдельно, чтобы не порочить репутацию семьи. Живя в арендованной комнате, с «перегородкой», у некоего господина Капернаумова, Соня содержит отца, мачеху, троих детей Катерины Ивановны. Раскольников, узнав, что кроме старшей дочери бывшего чиновника, в семье Мармеладовых нет источников дохода, осуждает позицию родственников Сони. Родион считает, что те пользуются девушкой, как «колодцем».

Раскольников услышал историю Сони из уст Мармеладова. Этот рассказ глубоко врезался в душу юноши.

Однако история все равно заканчивается плохо, вопреки жертвам Сонечки. Отец девушки погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом.

Детали биографии Сони

Семен Мармеладов – бывший чиновник, который, потеряв должность, нашел утешение в стакане спиртного. Соня – дочь Семена. Писатель сообщает возраст девушки: Сонечке исполнилось 18 лет. Мать девушки умерла, а отец женился во второй раз. Вскоре Семен Мармеладов умирает, а мачеха Сони – Катерина – убеждает падчерицу внести свой вклад в дело выживания семьи. Поэтому Соня жертвует собой и выходит на улицу, чтобы выручить немного средств продажей тела.

Внешность героини

Достоевский уделяет значительное внимание описанию внешности Сони. Облик девушки – это выражение душевных качеств и внутреннего мира. Писатель дарит Мармеладовой белокурые локоны, утонченные черты лица и белую кожу. Рост девушки – небольшой. Автор говорит, что на лице Сони – всегда испуганная маска, а голубоватые глаза полнятся ужасом. Рот от удивления и страха приоткрыт. Вопреки худощавости и утонченности лица, оно – ассиметричное и острое. Первое, что привлекает внимание к лицу девушки, – безмерная доброта, добродушие, которое исходит от облика Сони.

Соня выглядит, как ангел. Белые волосы, голубые глаза – это образ, который стереотипно ассоциируется с целомудренностью, наивностью. Писатель подчеркивает, что героиня – чиста и невинна, что парадоксально, если учитывать род деятельности девушки. Достоевский так и говорит, что миниатюрность Сонечки заставляла думать, что девушка – совсем ребенок.

Занятие Сони выдает наряд: Достоевский называет такую одежду «уличной». Это платье – дешевое и старое, но яркое, цветастое, сделанное в колористике улицы и моды этого круга. Одежда Сони говорит о том, с какой целью девушка находится здесь, на грязной петербургской улице. Писатель часто подчеркивает неуместность наряда девушки там, где Соня появляется: например, в доме отца. Платье – слишком яркое, видно, что одежда эта перекуплена из сотых рук. Кринолин загораживает все пространство, а в руке девушка держит смехотворный соломенный головной убор, украшенный яркими перьями.


Удивительно, что читатель узнает о внешности героини, как и самой девушке, не сразу: поначалу Сонечка Мармеладова существует на страницах книги, подобно призраку, контуру, эскизу. С течением времени и с развитием событий, образ Сонечки постепенно приобретает четкие черты. Внешность девушки впервые описывается автором при трагических обстоятельствах: отец героини, Семен Мармеладов, попал под карету извозчика. Соня появляется в доме скончавшегося отца. Героиня стесняется заходить в дом, наряженная в пошлое и вульгарное платье. Совесть – это постоянная черта характера девушки. Совесть толкнула Мармеладову на занятие проституцией, совесть заставляет героиню считать себя порочной и падшей женщиной. У читателя, знакомого с библейскими рассказами, в воображении невольно возникает образ Марии Магдалины.

Душевные и нравственные качества героини

У Сони нет каких-то выразительных талантов, как у Раскольникова. Между тем, героиню отличает трудолюбие, простота, искренность. Тяжелый и непотребный труд не испортили Соню, не привнесли черноту в душу героини. В каком-то смысле, Соня оказалась натурой более стойкой, чем Родион, ведь жизненные трудности не сломали девушку.

Соня не строит иллюзий: девушка понимает, что честный труд не принесет большой прибыли. Кротость, робость, терпение помогают Соне выстоять в непростое время. Также героине свойственна безответность: Соня жертвует собой, чтобы прокормить детей мачехи, болеющей туберкулезом, но не получает отдачи. Так же Мармеладова не получает ответа от Раскольникова, ведь юноша остается холоден к чувствам девушки и лишь со временем начинает осознавать, что Соня духовно близка ему. Соня любит Раскольникова, но чувства героя к девушке нельзя назвать любовью. Это благодарность, нежность, забота. Здесь читатель видит, что, действительно, безответность – это рок Сони Мармеладовой.

Соня не умеет постоять за себя, поэтому обидеть девушку легко. Безропотность, самоотверженность, доброта остаются неотъемлемыми характерными чертами образа Сони Мармеладовой, вопреки обидам, пинкам и превратностям судьбы. Соне не жалко отдать последнее платье и последние деньги, чтобы помочь тому, что нуждается в помощи или находится в беде. Специфика жизненного уклада девушки не отняла у Сони доверчивости: например, героиня искренне считает, что Лужин чист в своих намерениях помочь деньгами.

Доверчивость иногда сочетается с глупостью. Частично это связано с тем, что Соня лишена образования, в девушке чувствуется недостаток знаний. Жизненные трудности не позволили девушке освоить какую-либо науку или профессию. Воспитания Соня не получила – так же, как и образования. Однако у Сони есть склонность к быстрому усваиванию информации. Достоевский сообщает, что героиня с интересом читает книги, если имеет такую возможность: например, она прочла «“Физиологию” Льюиса».

Роль религии и веры в жизни Сони Мармеладовой

Девушке свойственная глубокая вера в Бога. Несмотря на обстоятельства собственной жизни, Соня считает, что Бог видит все происходящее и не допустит плохого конца. Раскольников открывается Соне, признаваясь в совершенном преступлении. Ожидая осуждения, герой удивляется, что подруга ощущает жалость и боль. Соня считает, что Родион искусился соблазном дьявола, но возвращение к Богу, к христианским идеалам и ценностям вернуть целостность душе возлюбленного.


Соня – воплощение истинных христианских идей. Жертвенность, милосердие, отсутствие малейшей крупицы зла в душе девушки делают ее святой. Соня не чувствует осуждения по отношению к отцу или к Катерине Ивановне, которые используют старшую дочь для пропитания. Сонечка даже дает отцу деньги, которые тот спускает на выпивку в трактире.

Литературные критики неоднократно отмечали, что «Преступление и наказание» – это кладезь противоречий. Читатель становится свидетелем того, что мир перевернут с ног на голову. Социальные конвенции приводят к тому, что маленькая, худенькая девушка, вынужденная использовать для выживания «желтый билет» считает себя грязной и недостойно находится в компании других женщин. Сонечка Мармеладова, опустив голову, заходит в дом родного отца, когда тот погибает под копытами лошади, но не осмеливается подать руку находящимся там. Так же девушка стесняется присесть около Пульхерии – матери Родиона, поздороваться с Дуней – сестрой Раскольникова, пожав той руку. Соня считает, что такие действия оскорбят этих приличных женщин, ведь Соня – проститутка.

Образ героини тоже полон противоречий. С одной стороны, Соне свойственная хрупкость, беззащитность, наивность. С другой стороны, девушка наделена огромной душевной силой, волей, способностью сохранить внутреннюю чистоту. Внешность Сони – красноречива, но поступки героини не менее содержательны.

Отношения Сони и Раскольникова

Достоевский, безусловно, выделяет Соню из сонма остальных персонажей. Читатель заметит, что Соня Мармеладова – любимица писателя, которые восхищается девушкой как нравственным идеалов, образом собственной правды.

Христианские ценности обосновывают, что счастье не достигает через совершение преступления. Соня придерживается этих ориентиров в собственной жизни и убеждает Раскольникова, что единственный путь искупления, избавления от мук совести – это покаяние.

Любовь Сонечки Мармеладовой знаменует духовный ренессанс Раскольникова. Герои – очень разные. Родион – образованный, интеллектуальный, начитанный юноша, которому свойственны цинизм и нигилизм. Раскольников не верит в Бога, имея собственные взгляды на социальную справедливость, мир и людей. Соня же – это источник надежды, веры в чудо. Соня переживает не менее сложное время, чем Раскольников. Возможно, Родион увидел в Соне такую же страдающую душу, как и он. Но девушка не потеряла веру – в Бога и людей, а Родион – замкнулся в себе, обозлившись на мир.

Самоубийство: взгляды Сони и Раскольникова

Внимательное прочтение романа Достоевского позволит заметить, что героев преследуют похожие события, испытания и мысли. Одно из таких испытаний – мысль о самоубийстве. Суицид – это легкий выход из трудных жизненных ситуаций. Нищета, безвыходность и отчаянье заставляют задуматься о таком решении.

Раскольников и Соня отказываются от самоубийства. Логика размышлений такова: суицид – это выход, который выбирают эгоистичные натуры. Смерть избавляет от мук совести, от дна, в котором легко оказаться в условиях нужды и бедности. Но позор и мучения продолжаются в тех, за кого мы ответственны. Поэтому самоубийство было отброшено героями, как недостойный выход из ситуации.

Христианское смирение удержало девушку от самоубийства, несмотря на то что смерть для Сони – вариант более приемлемый, чем грех и прелюбодеяние. Решение Сони остаться в живых демонстрирует читателям и Раскольникову силу воли, решимости, стойкость духа хрупкой Сонечки Мармеладовой.

Каторга

Соня убедила Раскольникова признаться в убийстве старушек и сдаться с повинной. Раскольникова осудили на каторжные работы. Девушка не оставила возлюбленного, отправившись с Родионом отбывать наказание. В Сибири Мармеладова забывает о своей жизни, живя только Раскольниковым и желанием помочь возлюбленному выбраться из нравственной ямы, в которую тот угодил через убийство.

Раскольников не сразу принимает Соню. Поначалу девушка раздражает Родиона, но настойчивость, смиренность и терпение девушки побеждают холод души Раскольникова. В итоге Родион признается, что тоскует, когда Соня – из-за болезни – не могла навещать его. Пока Раскольников находится в ссылке, Сонечка устраивается швеей, чтобы прокормить себя. Жизнь улыбается девушке и вскоре Мармеладова – уже популярная модистка.

Отдельная тема – это отношение каторжан к Соне. Достоевский пишет, что к Раскольникову заключенные не выражали особой симпатии, между тем как Соня вызывала у каторжан уважение и любовь. Для Раскольникова такое отношение к девушке – загадка. Юноша задается вопросов, отчего же Соня вызывала любовь у окружающих. Девушка не ждала к себе симпатии, не заискивала перед заключенными, не оказывала им услуг. Но доброе отношение, бескорыстность, понимание и милосердие сыграли свою роль.

В конце романа Раскольников окончательно принимает Соню: герои решают строить новую, совместную жизнь с чистого листа. Сонечка Мармеладова – неотъемлемый, обязательный образ в произведении Достоевского. Главный герой – это, конечно, Родион Раскольников, но образ Сони помогает читателю осознать, что такое логика наказания и преступления. Роман латентно автобиографический. Автор показывает, что социально-философские концепции – вещь тленная и глупая – на фоне вечности религиозных идеалов. Образ Сони – простой, но глубокой девушки, высоконравственной, твердой, принципиальной, благодаря наличию духовного, внутреннего стержня – веры. Этого стержня нет у Раскольникова, что и приводит юношу к падению, к нравственной болезни, излечиться от которой помогает герою Сонечка.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.