Cочинение «Новое отношение к женщине в романе «Что делать? В романе Чернышевского «Что делать

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

  • образ веры павловны в романе что делать
  • образ веры павловны и женский вопрос в романе что делать
  • вера павловна в романе что делать

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,...
  2. Лопухов Лопухов Дмитрий Сергеевич – один из главных героев романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского...
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в...
  4. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ...

Роман Чернышевского «Что делать?» написан в 1862-1863 годах и имеет характерный подзаголовок – «Из рассказов о новых людях». Чернышевский, как позднее В.И. Ленин, был гением популяризации.

Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки». Важнейшей чертой характера Веры Павловны является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе.

Н.Г. Чернышевский

То же самое говорит она и Лопухову: «Главное — независимость! Делать, что хочу,- жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Она отличается гордым, свободолюбивым и решительным характером.

Надо знать его место в прошлом и настоящем, реальную правду о книге Чернышевского и нам сегодня

Как и другие «новые люди» Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье «невозможно без счастья других». Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и первая рассказывает о овоём чувстве Лопухову.

Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность. Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая ебе путь, ведут за собой других к свободе и счастью. Его роман «Что делать?» вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен.

Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений. Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

В 1889 году Чернышевский получил позволение переехать в родной Саратов, где и скончался

Но и поведение своих героев в быту он рассматривал как участие их в борьбе за это «пересоздание» общества. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный». Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно»,- пишет он в «Очерках гоголевского периода русской литературы».

Роман Чернышевского исполнен размышлений автора о прошлом, настоящем и будущем России

В центре его внимания – человек. Думаю, что «теория разумного эгоизма», о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение. В авторском осмыслении в нем изображалась русская жизнь в прошлом, настоящем и будущем.

Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не только наделены высокими нравственными достоинствами, но волей и энергией, поэтому жизнь свою они могут строить согласно своим принципам. Независимые в своих суждениях, трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но и к общему благополучию и к тому, чтобы «помогать этому скорее прийти».

Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение - высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Один из наиболее значительных для того времени - женский вопрос - также решался в романе с принципиально новых позиций. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие.

Новые люди» создают и новые отношения в своем окружении

Об этом свидетельствовал Плеханов, когда писал: «Кто не читал и не перечитывал это знаменитое произведение? Для русской молодежи, - писал известный революционер князь П. Кропоткин, - роман «Что делать?» стал своего рода откровеньем и программой. Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодежь, как эта повесть Чернышевского. Сказано же в его предисловии от автора: «У меня нет ни тени художественного таланта.

Надо учитывать и огромный авторитет Чернышевского в демократической среде, безоговорочно поклонявшейся своему вождю и учителю

Но сначала надо выяснить, кто, когда и с какой целью этот уникальный роман написал. Будущий вождь революционной демократии родился в семье саратовского священника, то есть принадлежал к духовному сословию, которое не было ни правящим, ни привилегированным, ни подлинно культурным. Ему были знакомы и близки идеи теоретиков французского утопического социализма. У английского буржуазного философа И. Бентама позаимствована теория разумного эгоизма, которой руководствуются персонажи романа «Что делать?».

К этому времени относится его знакомство с малороссийским историком Н.И. Костомаровым, сосланным в Саратов за оппозиционную деятельность. В «Современнике» начал печататься цикл статей Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», выдвинувший их автора в первый ряд критиков и публицистов. Произошло знаменательное знакомство Чернышевского с даровитым и столь же трудоспособным студентом из семинаристов Н.А. Добролюбовым, его будущим ближайшим соратником и единомышленником.

Именно с нею продуманно борется всеми своими идеями и образами роман Чернышевского. Но «счастье всех» становится возможным только в том обществе, о котором мечтали и к которому стремились герои Чернышевского. Эту великую цель писатель перед собой поставил, и ее он в своем социально-утопическом романе достиг.

Женщина для «новых людей» - товарищ и единомышленник. Лопухов отходит от Веры Павловны, подавляя в себе зоологическую ревность и эгоистическое самолюбие. Он поступает с разумным учетом истинных потребностей, каждого в отдельности и всех вместе.

Новое отношение к любви

Любовь для них источник творчества. Это светлое чувство укрепляющее и вдохновляющее на труд, борьбу и подвиги: «если бы во мне был какой-нибудь зародыш гениальности, я с этим чувством (любовь) стал бы великим гением». Для новых людей только тот любит, «у которого светлеет мысль и укрепляются руки; любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться...». Показывая ситуации любовного треугольника, Чернышевский иронически опровергает упреки «проницательных читателей», что он пропагандирует безнравственность и разводы.

Отличие «новых людей» от «лишних» людей: на смену пассивным и оторванным от народа лишним людям (мыслителям по преимуществу) пришли энергичные, волевые, деловые, активные выходцы из демократических слоев, мыслители и борцы одновременно: «Каждый из них человек отважный, неколеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело. И с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, поэтому на него всегда можно положиться».

    Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка сюжета, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа «Что делать?». В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература...

  1. Новое!

    Н. Г. Чернышевский в своем романе "Что делать?" необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим "новый подход к проблеме", "новых...

Женский вопрос

комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании - часть вопроса об условиях победы социалистической революции и построения коммунистического общества.

Подчинённое, бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освященное религией, характерно для всех классовых антагонистических формаций. Капитализм создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное производство, но подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда, сохранил её прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального и рабочего вопроса, в частности. «... Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, - и это главное - они остаются в “домашнем рабстве”, ”домашними рабынями“, будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства», - отмечал В. М. Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368-69). Эта характеристика условий жизни женщины в капиталистическом обществе в значительной мере сохраняет свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой войны, связанное с общим подъёмом рабочего и общедемократического движения.

Вовлечение женщины при капитализме в общественное производство, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения - с другой, порождают известную противоречивость в отношении буржуазного общества к женщине. Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании [позднее с защитой сходных взглядов выступил английский философ, экономист и социолог Дж. С. Милль - автор книги «О подчинении женщины» (1869)]. В годы Великой французской революции, которая нанесла сокрушительный удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так, в 1791 был принят закон о женском образовании. Декретом от 20 сентября 1792 женщине были предоставлены некоторые гражданского права. В апреле 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.

Кодекс Наполеона (1804) и буржуазные гражданские кодексы в других странах резко ограничивают гражданские права женщины, ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.

Юридическое и фактическое бесправие женщины нашло теоретическое «обоснование» в трудах многих буржуазных авторов. По мнению французского философа О. Конта, сторонника т. н. биологической теории, весьма распространённой в буржуазной литературе, неравноправное положение женщины в обществе определяется «естественной слабостью женского организма»; общественного равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Конта и многих др. буржуазных авторов, не может быть; исключительное призвание женщины - семейные обязанности. Подобная биологическая трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена в капиталистических странах с теми или иными модификациями и поныне.

В конце 19 - начале 20 вв. в Германии и др. странах получила распространение буржуазно-мещанская «теория» трёх «К» (немецкое Kirche, Küche, Kinder - церковь, кухня, дети), которыми, по мнению приверженцев этой «теории», должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она близка, с определёнными коррективами, взглядам некоторых современных буржуазных теоретиков Ж. в., которые приводят в качестве «довода»-против участия женщины в общественном производстве и общественной жизни соображения о физиологических особенностях женщины как матери или будущей матери.

Однако закономерности развития капиталистического общества, так же как и развитие науки, техники и культуры, втягивающие женщин в производство, культурную и общественную деятельность, выявляют несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революционной демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист Ш. Фурье показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе. В отличие от буржуазных защитников женского равноправия, социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между угнетённым положением женщины и характером буржуазного общества: женская эмансипация - важный пункт их планов переустройства общества. Русские революционные демократы 19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключительную важность вовлечения женщины в общественную жизнь и призвали её к активной революционной борьбе.

Наиболее ярким защитником раскрепощения женщины среди русских революционеров демократов был Н. Г. Чернышевский, в романе которого «Что делать?» выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и активную общественную деятельность. Однако путь к освобождению, намеченный в романе Чернышевского, отражает элементы утопизма, содержащиеся в его учении.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли классовые корни Ж. в. и показали, что решение его в пользу трудящихся женщин в капиталистическом обществе невозможно, что первым условием действительного освобождения женщины является уничтожение строя капиталистической эксплуатации. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с частной собственностью на средства производства и эксплуатацией человека человеком, но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном труде), создавали теоретическую базу для развития пролетарского женского движения. Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. «Пролетариат, - писал В. И. Ленин, характеризуя диалектическую связь между пролетарской революцией и решением Ж. в., - не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин» (там же, т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по Ж. в. сыграла книга А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879). Существенный вклад в марксистскую постановку Ж. в. внесли труды и деятельность К. Цеткин, Н. К. Крупской и др.

Потребности капиталистического производства, развитие демократического и пролетарского движения, в частности женского движения (См. Женское движение), содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде (См. Женский труд), а также некоторому общему улучшению правового положения женщины. Так, например, в Великобритании ещё в 1847 был издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин, что рассматривалось основоположниками марксизма как крупный успех рабочего класса; за ним последовали новые законы об охране женского труда. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы (конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889). Стали создаваться женские средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоятельных семей. Во 2-й половине 19 в. женщинам в Великобритании был открыт доступ к профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 женщины получили право развода (но до 1938 женщина имела меньше прав, чем мужчина, в вопросах развода), в 1870-1900 - ряд уступок в области гражданского права. Женщины-налогоплательщицы получили в 1869 ограниченное право участия в муниципальных выборах. В 1918 в Великобритании замужним женщинам, женщинам - съёмщицам квартир и обладательницам университетских дипломов в возрасте старше 30 лет было предоставлено избирательное право; но только в 1928 право участвовать в выборах получили все женщины, достигшие 21 года. Однако, несмотря на некоторое улучшение формально-юридического статуса женщины в Великобритании, здесь сохраняется открытая дискриминация женщин в области оплаты труда. В США женщины получили доступ к профессии учительницы уже в 1-й половине 19 в., а в 50-70-е гг. - к т. н. свободным профессиям. В 1848 замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодательное ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 в штате Массачусетс. С 1880 женщин начали принимать в «мужские» профсоюзы. В 1920 вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения избирательных прав для женщин. Во Франции женские лицеи были открыты по закону 1880, а первый закон, регулирующий условия женского труда, был принят в 1892 (закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день; в 1904 рабочий день для женщин был сокращён до 10 часов). Вносившиеся во Франции с 1848 законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в течение почти 100 лет. Лишь в 1944 французским женщинам было предоставлено избирательное право. В Германии избирательное право было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919. Приход гитлеровцев к власти в 1933 повлек за собой лишение женщин тех политических и социальных завоеваний, которых они добились в ходе длительной и упорной борьбы. В царской России женщины были лишены избирательных прав в Государственную думу, а также в т. и. органы местного самоуправления. Несмотря на распространённость женского труда, в России до 80-х гг. совершенно отсутствовало законодательство по его охране. Рабочий день в отраслях производства, где преобладал женский труд, был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины, а оплачивался он почти вдвое ниже, чем мужской. Действовавшее в России законодательство ставило женщину в подчинённое положение в семье. Февральская революция 1917 предоставила женщинам избирательное право, сохранив их неравенство в области гражданского права.

Условия для подлинного решения Ж. в. были впервые в истории созданы в Советском государстве, рожденном Великой Октябрьской социалистической революцией. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов , предусматривало участие организаций работниц, наряду с др. массовыми организациями, в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой советской конституции (1918). Рядом актов 1917-18 Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд. В результате создания социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции было в основном осуществлено фактическое равенство женщины с мужчиной в советском обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока, где на его пути стояли вековые традиции рабского положения женщины). Права женщин зафиксированы в ст. 122 Конституции СССР: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Возрастающая многообразная государственная помощь женщине-матери обеспечивает женщине возможность пользоваться этими правами. Сеть учреждений, созданных для охраны матери и ребёнка, растет из года в год. В 1971 в постоянных детских садах и яслях находилось 9,5 млн. детей (в 1914-4,5 тыс.). В 1956 отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней. Пенсии по старости предоставляются женщине на 5 лет раньше мужчин и при меньшем (на 5 лет) стаже работы (многодетные матери пользуются дополнительными льготами по пенсионному обеспечению).

В СССР глубоко укоренилось уважение к женщине как к равноправному и деятельному гражданину социалистического государства. Женщины (53,9% населения СССР в начале 1971) составляли в 1970 51% численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны (24% в 1928), 48% работников, занятых в промышленности. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1968 было 58% женщин (с высшим образованием 52%, со средним специальным образованием - 63%), причём число их возросло по сравнению с 1928 в 58 раз. 31% инженеров, 38% техников, 72% врачей (до революции 10%), 69% педагогов и культурно-просветительских работников, 39% научных работников - женщины (1968). Среди избранных 14 июня 1970 депутатов Верховного Совета СССР 8-го созыва 463 женщины (30,5%; среди депутатов Верховного Совета 1-го созыва, избранного в 1937, их было 16,5%). Женщины составляют 45,8% депутатов местных Советов депутатов трудящихся (выборы 1971). Научно-технический прогресс содействует освобождению женщин от домашнего труда и их дальнейшему вовлечению в производственную и общественную деятельность.

Решение Ж. в. в СССР имеет огромное международное значение. Опыт решения Ж. в. в СССР был использован др. социалистическими странами. Законодательство этих стран гарантирует равноправие женщин. Женщины широко используют право на труд, образование, участие в общественно-политической жизни.

Эмансипация женщин в социалистических странах в целом осуществлена. Однако устранение остатков фактического неравенства женщины в быту - длительный процесс, который будет завершен в результате осуществления постепенного перехода от социализма к коммунизму. Программа КПСС предусматривает создание всех социально-бытовых условий, позволяющих выполнить эту задачу.

Под влиянием примера социалистических стран, прежде всего СССР, общего роста демократических и социалистических сил и новых потребностей, вызванных к жизни научно-технической революцией, дальнейшие существенные изменения происходят в положении женщин во всём мире. Права, за которые женское движение вело борьбу в течение десятилетий (избирательное право, право на труд и др.), признаны в большинстве капиталистических стран, в молодых независимых государствах и провозглашены в ряде международных документов, в том числе в Уставе ООН (1945), в резолюции (1946) и конвенции (1952) о политических правах женщин, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в Декларации ООН о ликвидации дискриминации женщин (1967), в конвенции Международной организации труда о равной оплате за равный труд (1951) и в её рекомендации о труде женщин с семейными обязанностями (1965).

Наибольшие изменения достигнуты в странах развитого капитализма и в развивающихся странах в борьбе за юридическое равноправие женщин, в первую очередь в области политических прав. Если до 1917 только в 6 странах (Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия) женщины имели избирательные права, а в 1917-20 их получили женщины примерно ещё в 11 странах, то в начале 1970, по данным ООН, в 121 стране женщины имели право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Участие женщин в политической жизни после 2-й мировой войны значительно усилилось. Но процент женщин в парламентах и даже в местных органах власти капиталистических стран очень низок. В некоторых странах число женщин - депутатов парламентов сокращается (во Франции с 39 в 1946 до 6 в 1968, в США с 19 в конгрессе 87-го созыва до 13 в конгрессе 92-го созыва и т. д.).

Оторванность значительной части женщин от экономической и общественно-политической жизни, низкий политический и культурный уровень, в ряде стран массовая неграмотность (в конце 60-х гг. женщины составляли более 85% общего числа неграмотных во всём мире) препятствуют их активному участию в политической жизни. Во многих буржуазных странах сохраняется юридическое неравноправие женщины в семейно-брачных отношениях. Сохраняется дискриминация женщин в оплате труда. Законы о равной оплате за равный труд, принятые в ряде стран (Италия, Франция, ФРГ, Аргентина, Канада, Турция и др.), как и международной конвенции, нарушаются. В Великобритании в конце 60-х гг. из 9 млн. работающих женщин только 1,5 млн. получали равную с мужчинами зарплату. В США (данные конца 60-х гг.) женщины, составляющие 51% населения и 37% работающих, получают за свой труд на 42% меньше мужчин, причём этот разрыв в зарплате в 50-60-х гг. увеличился. Дискриминация в отношении женщин проявляется и в трудностях при получении профессии и образования и в отсутствии необходимых условий для сочетания работы с выполнением своих семейных обязанностей. В ряде капиталистических стран доля женщин среди работников высокой квалификации остаётся крайне незначительной. В США только 1% инженеров, 3% юристов, 7% врачей и 9% учёных - женщины. Уровень безработицы среди женщин составлял в 1969 в США 4,7%, а среди мужчин 2,8%. Во всех несоциалистических странах особенно страдают от дискриминации крестьянки и с.-х. работницы.

Возникновение в результате распада колониальной системы империализма новых независимых государств сопровождается процессом эмансипации женщин и усилением их роли в общественно-политической жизни. В развивающихся странах Азии и Африки делаются первые шаги в области обеспечения равноправия женщин, решения проблемы их занятости в общественном производстве, преодоления архаичных обычаев и пережитков в семейных отношениях, ликвидации неграмотности (в конце 60-х гг. более 85% женщин в Африке были неграмотны).

Неравноправное положение женщин тормозит общественный прогресс в несоциалистических странах. В этих странах борьба против дискриминации женщин остаётся одной из важных задач рабочего и общедемократического движения.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О женском вопросе, М., 1971; Бебель А., Женщина и социализм, [пер. с нем.], М., 1959; Цеткин К., Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!, [пер. с нем.], М., 1960; её же, Заветы Ленина женщинам всего мира, М., 1958; Крупская Н. К., Женщина-работница, 2 изд., М.-Л., 1926; её же, Женщина Страны советов - равноправный гражданин, [М.], 1938; Коллонтай А. М., Избранные статьи и речи, М., 1972; Миловидова Э., Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин, М. - Л., 1929; Бильшай В., Решение женского вопроса в СССР, 2 изд., М., 1959; Женщины и дети в СССР. Статистич. сб., М., 1969; Роль женщины в современном обществе. Материалы обмена мнениями, проводившегося в журн. «Проблемы мира и социализма» в 1962 г., Прага, 1963; Петрова Л. И., Международная демократическая федерация женщин за мир, равноправие и счастье детей, М., 1956; Смирнова Р. М., Положение женщины в странах Африки, М., 1967; Бережная Н. А., Положение и борьба трудящихся женщин стран Латинской Америки, М., 1969; Браун Л., Женский вопрос, пер. с нем., М., 1922.

А. Б. Герман.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Женский вопрос" в других словарях:

    Англ. women s question; нем. Frauenfrage. Комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщин в обществе и семье. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.