Что за праздник благовещенье в. По возможности желательно в этот день никуда не уезжать из дома, отсрочив поездку хотя бы на один день. Накануне ночью темное без звезд небо - к плохому несению курами яиц

Для церкви и верующих благовещение является одним из значимых праздников. Именно получение благой вести начинает историю Иисуса, которая перевернула историю и философию всего мира.

Когда пришла благая весть?

Небесный посланник – архангел Гавриил – посетил юную Марию ровно за 9 месяцев до рождения Спасителя. Большинство авторитетных богословов утверждают, что день зарождения Иисуса совпадает с датой сотворения человека.

Человек был сотворен Создателем за 5500 лет до того, как миру дали шанс искупить грехопадение Евы – на земле зарождается сын Божий.

В прежние времена эта дата совпадала с началом нового года по церковному и светскому календарю. Праздник приходит тогда, когда весна окончательно вступает в свои права, не ждут уже заморозков и снега.

Ранней весной благая весть пришла к юной деве Марии. С этого момента человечество получает новый шанс для искупления всех грехов, совершенных людьми. Архангел Гавриил прибыл по слову Создателя, к избранной среди дочерей израилевых для того, чтобы огласить Благую весть – отсюда название праздника.

Дата прихода Благовещения в 2018 году

Архангел оповестил Марию о том, что вскоре у нее родится сын, который будет одновременно сыном Божьим и надеждой всего рода человеческого, а также царем вечного царства. Мария проявила покорность божьей воле и произнесла слова о готовности выполнить его волю.

Этот момент богословы считают моментом непорочного зачатия, поскольку для осуществления зарождения божьего сына нужна была добрая воля девушки. Краткий миг сомнения: как может непорочная девушка понести ребенка? - быстро прошел, и Дева полностью покорилась своему предназначению.

Ангел пришел во сне и к Иосифу, мужу Марии, оповестив его, что жена его родит сына Божьего, назвать которого следует Иисусом.

В христианстве Богородица стала объектом поклонения. Недаром юная Мария избрана из всех женщин на роль матери Иисуса. Почему именно она? 14-летняя Мария провела детские годы в монастыре. Она обещала богу сохранить свое девство, поэтому ее выдали замуж в дом 80-летнего Иосифа.

Жизнь ее была скромной и простой. Именно беззаветная вера Богородицы в бога, ее покорность исполнить свое предназначение и дала возможность рождения Иисуса. Малейшее сомнение или нежелание матери божьей исполнить свою миссию воспрепятствовало бы замыслу спасения человечества.

Непорочное зачатие, благовещение пресвятой богородицы, основано на доброй воле Марии – только ее согласие позволило ей стать хранительницей новой жизни. Многие богословы утверждают, что слова о полной покорности стали моментом, когда новая жизнь зародилась во чреве Богородицы.

Чудо непорочного зачатия легло в фундамент христианского учения наряду с воскресением Иисуса.

Церковное празднование

Зарождение Спасителя на земле, получение доброй вести – один из фундаментов христианства. Считается, что впервые после изгнания человека из рая, люди получают от бога добрую весть. День прихода Благой вести – это истинно церковный праздник, когда верующие держат свои помыслы в чистоте и возносят молитвы.

Светские празднования в этот день не проводятся. В календаре церковных праздников Благовещение – двунадесятый праздник, в храмах проводят праздничные службы. В греческой и русской церквях празднуют также один день предпразднества и день послепразднества.

Эти два дня не празднуют, когда они выпадают на Светлую седмицу или Страстную неделю.

Приходится дата на период Великого поста. Но поскольку это день радости для всего мира, разрешается есть рыбу и пить вино из винограда. В день великого праздника нельзя работать. День, когда Благовещение совпадает с пасхой, известен как Кириопасха – истинная, господствующая пасха.

Символы Благовещения

Принятые церковью атрибуты дня Благой вести символизируют встречу вестника Бога с юной девой.

  • Луч света – путь архангела и пальмовая ветвь Гавриила, которую он держал в руках.
  • Прялка , которая была в руках Девы в момент получения известия.
  • Лилия – цветок чистоты и возвышенности юной Девы.

Существует множество примет и обычаев на Благовещение. Конечно, трудиться в день великого церковного праздника нельзя, все остальные приметы возникли в народе, и судить об их непреложности сложно.

Например, в разных странах по-разному относятся к человеку, рожденному 7 апреля. Где-то он почитается благословенным с момента рождения, в других краях ему сулят тяжелую жизнь. Следует помнить, что суеверия не одобряются церковью. Тем не менее, они столетиями живут в народе.

Делать нельзя ничего – только готовить простую пищу для себя и домочадцев. Женщинам следует забыть о домашних делах, особенно запретны стирка и прядение. В давние времена запрет на работу распространялся даже на расчесывание волос. До сих пор бытует мнение, что девушкам нельзя заплетать или иным образом собирать волосы – иначе оставаться им старыми девами.

В этот день нельзя надевать новую одежду. Объясняли это тем, что новая одежда, надетая сегодня, будет безнадежно испорчена – она порвется или сильно испачкается. Любые начинания в этот день безнадежны. В качестве примера приводят кукушку, которая взялась вить гнездо в день получения Благой вести. Гнездо ее развалилось, а сама птица с тех пор не может свить гнездо, и вынуждена потомство подкидывать в чужие гнезда.

Отдать долг сегодня – хороший знак. Он несет благо для обеих сторон: и должнику, и заимодавцу. Напротив, брать в долг не следует – иначе не будет удачи в денежных делах. Обращение к небесам На Руси в этот день просили славы. Для этого выходили на открытое место и ждали, пока появится ясная звезда в небесном провале – у нее просили славы.

На Руси в старину разжигали большой общий костер и в нем жгли старье. Все прыгали через огонь, чтобы сжечь грехи, накопившиеся за год.

В день получения благой вести умывались исключительно талой водой. Хорошая добрая примета – освободить птицу. Специально ловили или покупали птиц, чтобы отпустить их на волю. Тех птиц, на которых не находилось покупателей, все равно выпускали из клетки. Сегодня этот обычай соблюдается, считается, что освобождение птицы принесет благо.

День Благовещения – один из признанных значимых истинно церковных праздников. Получение человечеством доброй вести, надежда на спасение празднуются всеми христианами. Это день Пресвятой богородицы, непоколебимая вера которой стала началом истории Христа.

Благовещение — один из самых главных праздничных дней для христиан. В православной церкви Благовещение относится к числу непереходящих двунадесятых праздников.

Это означает, что для православных людей на вопрос, какого числа отмечается Благовещение в 2016 году, имеется только один ответ – 7 апреля. Эта дата, отмечаемая по григорианскому календарю, соответствует 25 марта по юлианскому летоисчислению, которое в России было в ходу до 1918 года. Она ровно на девять месяцев отстоит от даты Рождества Христова.

Католики всего мира продолжают отмечать этот праздник 25 марта по григорианскому календарю. И лишь приверженцы некоторых малочисленных христианских течений будут отмечать Благовещение в 2016 году в другие дни.

Сюжет Благовещения

Благовещение – это благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии о скором пришествии в мир Сына Божьего, Иисуса Христа. Упоминание об этом событии содержится в Евангелии от Луки.

Мария, обещанная родителями Богу, до 14 лет прожила в Иерусалимском храме. Однако по иудейским законам девушки по достижении совершеннолетия обязаны были выйти замуж и переселиться в дом мужа. Когда священники объявили Марии, что настал ее черед покинуть храм, она сообщила, что дала обет сохранить девственность и посвятить свою жизнь Всевышнему. Для священников это стало трудной задачей: они не могли преступить древний закон, но и не могли заставить деву нарушить данный обет. Уединившись в храме, они молились Богу, чтобы тот наставил их на путь истинный и послал им верное решение этой проблемы. Явившийся ангел дал им указание созвать в храм неженатых праведников, и чтобы они явились со своими жезлами. Первосвященник Захария собрал их жезлы и уединился на молитву. Вернувшиеся на следующий день в храм избранные мужи увидели, что жезл 80-летнего старца Иосифа расцвел.

Иосиф приходился дальним родственником Марии. Он давно овдовел и жил праведной жизнью. Иосиф обязался хранить девственность Марии. Они обручились, и девушка поселилась у него в доме, где она продолжала вести уединенную жизнь, посвященную Богу. Все ее дни проходили в трудах, молитвах и чтении священного писания. Она была знакома с пророчеством Исаии, в котором говорилось, что Спаситель рода человеческого родится от девы, и была готова стать последней рабой той, кому предназначено стать матерью живого воплощения Бога.

И вот сошедший с небес архангел Гавриил, обратился к ней с приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты». Эти слова легли в основу молитвы Богородице, которая в католическом обряде соответствует молитве «Ave Maria». Он сообщил, что она избрана стать Матерью Сына Божьего. Недоумевая, Мария спросила ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?». Ангел ей ответил, что Дух Святой снизойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее.

Мария смиренно приняла волю Божью: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». Именно в этот момент на нее сошел Святой Дух и произошло зачатие.

Смысл праздника Благовещения

Смысл праздника сконцентрирован в самом его названии: людям в лице Девы Марии была принесена благая весть о скором рождении Мессии, олицетворяющем надежду на спасение падшего человечества. Однако Марии суждено было быть не просто свидетельницей великого явления. Она была избрана Всевышним, как будущая мать живого воплощения Бога – Иисуса Христа.

Квинтэссенцией этого события являются слова Марии о согласии покориться воле Божьей. Без ее согласия зачатие не могло бы произойти, ведь Бог дал людям свободу воли. Каждый из нас волен выбирать, пойдет ли он по пути, указанному Всевышним или, наоборот, отречется от него, потеряв любую надежду на спасение. И в этом состоит глубокий смысл праздника – единение Божьей силы и человеческой свободы, спасшее мир.

Как праздновать

Благовещение – это великий праздник радости и надежды для всего человечества. Поэтому в этот день нельзя работать. Готовить можно только самую простую и нетрудоемкую пищу. В этот день верующим разрешено пить красное вино. И, конечно, необходимо сходить в храм, прослушать Литургию, помолиться, освободить душу от всего гнетущего и тяжелого и с радостью принять благословение Божье.


Вас могут заинтересовать эти статьи

И хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери - Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

События рождества Девы Марии и введения Ее в храм имеют для христиан большое значение, и потому Церковь почтила их особо торжественным празднованием. Как известно, церковный год начинается 1 сентября, и первым большим праздником новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы (по новому стилю 21 сентября). А 4 декабря (по новому стилю) празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Мы ничего не знаем о раннем периоде жизни Девы Марии. Достигнув известного возраста, Она была обручена с пожилым человеком по имени Иосиф, плотником из галилейского города Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником и хранителем Ее девства, ибо посвященной Богу девушке надлежало пребывать в чистоте и целомудрии.

Говоря о том, что для спасения рода человеческого Бог избрал особое средство - Богочеловечество, мы ранее уже подчеркивали, что в этом средстве как бы соединяются два начала. Прежде всего, это Божественное присутствие иБожественное всемогущество, ибо только во власти Творца было положить предел действию первородного греха, возвратив человечеству благодать, исходящую от Отца Небесного. Другой составляющей спасения является свободная воля самого человека, ибо без его действенного соучастия в деле искупления греха спасение не имело бы достоинства добровольного выбора. Было чрезвычайно важно, чтобы потомки Адама и Евы сердцем откликнулись на призыв Бога, ответив Ему: мы согласны на то, чтобы обрести спасение, дарованное Тобою, и готовы вместе с Тобой участвовать в этой тайне. Такое согласие от имени рода человеческого произнесла Дева Мария.

Это событие именуется Благовещением - по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть». Вот что рассказывает об обстоятельствах Благовещения Евангелие от Луки:

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1. 26-38).

Эти слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему», - не только выражают кроткую готовность Девы Марии принять возвещенное ей Ангелом, но и являются формулой согласия рода человеческого на соработничество Богу в деле спасения.

Это согласие Девы Марии не следует воспринимать как ограничение свободы людей Ее личным произволением. Действительно, Дева Мария выступает перед Богом от имени всего человеческого рода. Однако данное Ею согласие не может рассматриваться как покушение на чью-то свободу, ибо каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. Таким образом, в событии Благовещения реализуется наша собственная свобода выбора.

Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него. В этом смысле наши знания и представления носят условный характер: когда мы говорим, что чего-то не может быть, то исходим из представлений и реальности, соприродных нашему, человеческому миру. Но, как прекрасно выразился святой Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни).

Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы... не из человеческого семени, но... неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».

Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Источник: http://www.odinblago.ru/gomiletika/slovo_pastirya/o_blagoveshenii/

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30 )

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00 )

Благовещение — один из самых главных праздничных дней для христиан. В православной церкви Благовещение относится к числу непереходящих двунадесятых праздников (см. ). Это означает, что для православных людей на вопрос, какого числа отмечается Благовещение в 2016 году, имеется только один ответ – 7 апреля. Эта дата, отмечаемая по григорианскому календарю, соответствует 25 марта по юлианскому летоисчислению, которое в России было в ходу до 1918 года. Она ровно на девять месяцев отстоит от даты Рождества Христова.

Католики всего мира продолжают отмечать этот праздник 25 марта по григорианскому календарю. И лишь приверженцы некоторых малочисленных христианских течений будут отмечать Благовещение в 2016 году в другие дни.

Сюжет Благовещения

Благовещение – это благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии о скором пришествии в мир Сына Божьего, Иисуса Христа. Упоминание об этом событии содержится в Евангелии от Луки.

Мария, обещанная родителями Богу, до 14 лет прожила в Иерусалимском храме. Однако по иудейским законам девушки по достижении совершеннолетия обязаны были выйти замуж и переселиться в дом мужа. Когда священники объявили Марии, что настал ее черед покинуть храм, она сообщила, что дала обет сохранить девственность и посвятить свою жизнь Всевышнему. Для священников это стало трудной задачей: они не могли преступить древний закон, но и не могли заставить деву нарушить данный обет. Уединившись в храме, они молились Богу, чтобы тот наставил их на путь истинный и послал им верное решение этой проблемы. Явившийся ангел дал им указание созвать в храм неженатых праведников, и чтобы они явились со своими жезлами. Первосвященник Захария собрал их жезлы и уединился на молитву. Вернувшиеся на следующий день в храм избранные мужи увидели, что жезл 80-летнего старца Иосифа расцвел.

Иосиф приходился дальним родственником Марии. Он давно овдовел и жил праведной жизнью. Иосиф обязался хранить девственность Марии. Они обручились, и девушка поселилась у него в доме, где она продолжала вести уединенную жизнь, посвященную Богу. Все ее дни проходили в трудах, молитвах и чтении священного писания. Она была знакома с пророчеством Исаии, в котором говорилось, что Спаситель рода человеческого родится от девы, и была готова стать последней рабой той, кому предназначено стать матерью живого воплощения Бога.

И вот сошедший с небес архангел Гавриил, обратился к ней с приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты». Эти слова легли в основу молитвы Богородице, которая в католическом обряде соответствует молитве «Ave Maria». Он сообщил, что она избрана стать Матерью Сына Божьего. Недоумевая, Мария спросила ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?». Ангел ей ответил, что Дух Святой снизойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее.

Мария смиренно приняла волю Божью: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». Именно в этот момент на нее сошел Святой Дух и произошло зачатие.

Смысл праздника Благовещения

Смысл праздника сконцентрирован в самом его названии: людям в лице Девы Марии была принесена благая весть о скором рождении Мессии, олицетворяющем надежду на спасение падшего человечества. Однако Марии суждено было быть не просто свидетельницей великого явления. Она была избрана Всевышним, как будущая мать живого воплощения Бога – Иисуса Христа.

Квинтэссенцией этого события являются слова Марии о согласии покориться воле Божьей. Без ее согласия зачатие не могло бы произойти, ведь Бог дал людям свободу воли. Каждый из нас волен выбирать, пойдет ли он по пути, указанному Всевышним или, наоборот, отречется от него, потеряв любую надежду на спасение. И в этом состоит глубокий смысл праздника – единение Божьей силы и человеческой свободы, спасшее мир.

Как праздновать

Благовещение – это великий праздник радости и надежды для всего человечества. Поэтому в этот день нельзя работать. Готовить можно только самую простую и нетрудоемкую пищу. В этот день верующим разрешено пить красное вино. И, конечно, необходимо сходить в храм, прослушать Литургию, помолиться, освободить душу от всего гнетущего и тяжелого и с радостью принять благословение Божье.

Если понравилась статья, нам будет приятно, если Вы поделитесь ей с друзями:

Еще статьи по теме

Дети, рожденные в год Петуха 2017

Родители, планирующие ребенка в 2017 году, желают знать, какими будут дети, рожденные в год Петуха. Начало правления этого знака зодиака приходится на 28 января. Давно известно, что год рождения оказывает влияние на судьбу и развитие личности, кон...

Красная горка в 2017 году

Старинный славянский праздник, корнями уходящий в языческие времена – Красная Горка или Фомин день, Фомино воскресенье. Как появился такой праздник, какого числа Красная Горка в 2017 году, какие обычаи и обряды сопровождают этот день – в нашей ста...

Модная обувь весна-лето 2016 года

Каждая женщина мечтает иметь много летней обуви, ведь в это чудесное время года так хочется блистать, поражать окружающих красивыми нарядами, а без стильных босоножек или туфелек это довольно сложно. Женская модная обувь весна-лето 2016, фото кото...

Предсказания Паисия Афонского о России на 2016-2017 годы

Паисий Афонский – греческий старец, который сыскал к себе уважение не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Он знаменит своими духовными наставлениями и пророчествами, многие из которых уже сбылись. Что же он предсказывал о России на 2016...

Навруз в 2017 году

Навруз или Новруз (еще названия – Наурыз, Науруз, Нооруз, Наврез) – весенний праздник, аналог Нового года у тюркских и некоторых иранских народов. О том, что это за праздник, когда он отмечается, как празднуют Навруз 2017 в Москве – в нашей стат...

День Святой Троицы-Пятидесятницы, один из важнейших праздников православного календаря, на Руси всегда отмечался с большим размахом. И сегодня мы пытаемся возродить старинные традиции празднования. Но для начала надо узнать, какого числа Троица в...

Новое на сайте

Зарубежные поездки, независимо от их цели (деловая или туристическая), всегда связаны с соблюдением определенных правил пересечения границы, установленных для каждой страны. Часто бывает, что необходимость в поездке возникает спонтанно, и нет врем...

Многие люди задаются вопросом, какого числа в 2017 году празднуют Песах, ведь это событие невозможно пропустить ни одному верующему. На 11 апреля приходится празднование еврейской Пасхи. Можно сказать несколько слов об истории этого дня, для того...

Периодическое издание Autocar (Соединенное Королевство) немного приоткрыло завесу тайны над новой генерацией флагманского седана немецкого автопроизводителя BMW. Им стала модель 7-Series, которая получила индекс G11. Мировая премьера BMW 7 2017 го...

Отдых в центре Средиземноморского бассейна — в Тунисе по программе все включено летом 2017 года — это отличное решение для отпуска всей семьей. Большим преимуществом отдыха в этой стране является отсутствие необходимости в оформлении в...

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения - 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.


Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение — один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! — сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. — Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» — отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35

Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! —
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
“Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”


Благовещение — зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: “Радуйся, благодатная!


ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

«Благовещение» означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Библия, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
От 7 апреля (25 марта по ст.ст.) до 7 января (25 декабря по ст.ст.), т.е. до Рождества Христова — ровно девять месяцев.
Событие, о котором идет речь, случилось, согласно Писанию, спустя четыре месяца после обручения Марии с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом (Мария, объявившая о своем желании остаться Девой и посвятить себя Богу, была поручена его заботе).
Мария жила в доме Иосифа в городе Назарет, вела там скромную и благочестивую жизнь, как и при храме, где воспитывалась до этого. И вот в один из дней, когда Дева читала Священное Писание, к ней явился ангел и обратился со следующими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать – стать матерью Сына Божия. Мария смутилась от этих слов и спросила, как может родиться сын у той, которая не знала мужа. Гавриил ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Примечательно то, что, узнав волю Божию, Дева Мария проявила глубокую веру и смирение, ответив: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38).
Церковь считает, что в этот день и начинается Евангельская история: вместе с благой вестью было положено начало спасения человеческого рода.
Церковь начала праздновать Благовещение не позднее 4 века. Изначально праздник назывался по-разному («Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии»), в 7 веке ему было дано наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы».


Почему на Благовещение запускают белых голубей?

Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал Патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня же те голубей, которых запускает Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того, как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в группы и затем возвращаются в свои питомники в столице и Подмосковье.


Постные послабления

Обратите внимание на то, что церковный устав разрешает постящимся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы есть рыбу.

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru.

У православных христиан 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы. Спеките фигурки жаворонков

Благовещение — благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

К ней явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1, 28)

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в недрах Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Если говорить о народных традициях, то на праздник Благовещения было принято выпускать птиц из клеток на волю. В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц и в праздник, после Божественной литургии, их выпустить.

К этому дню пекли фигурки жаворонков из постного теста, вырезали и клеили бумажные фигурки ангелов, в честь Архангела Гавриила.

Напомним, 28 апреля у православных вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в народе называют «Вербным воскресением», Великая Пасха в этом году празднуется 5 мая.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)


«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»

Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου] ; лат. Annuntiatio - возвещение) - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

ПО КАНОНИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)


По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства ), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет»


По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в следующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
[править] Примыкающие сюжеты

Встреча Марии и Елизаветы

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (см. Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

Иосиф Обручник:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».


Символическое значение

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (подробнее о числе см. ниже) - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа .


Праздник Благовещения

Современное название праздника - Εὐαγγελισμός («Благовещение») - стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη - «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»


Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.


Другие даты празднования Благовещения

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду:
В амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, то есть в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря.
В испано-мосарабском обряде согласно некоторым источникам Благовещение предписано отмечать дважды - кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, то есть ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 году Десятым Толедским собором, так как традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 год) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение.
В восточно-сирийском обряде существует целый шестинедельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.


Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49, на литургии Лк.1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.


Гимнография

Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передает Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ’ αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.
Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.